ОСОБЕННОСТИ ПООЩРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

PECULIARITIES OF PROMOTING STATE SERVANTS

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Поощрение и награждение государственного служащего являются формой общественного признания его заслуг, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые, в том числе материальные, преимущества. 

В соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) существуют следующие виды поощрений и награждений. Их можно разделить на поощрения и награждения, применяемые представителем нанимателя, и поощрения и награждения, применяемые вышестоящими государственными органами.

  1. объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  2. награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  3. иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  4. выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  5. поощрение Правительства Российской Федерации;
  6. поощрение Президента Российской Федерации;
  7. присвоение почетных званий Российской Федерации;
  8. награждение знаками отличия Российской Федерации;
  9. награждение орденами и медалями Российской Федерации.[1]

 

Виды государственных наград и порядок награждения установлены Положением о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 с изменениями и дополнениями. К государственным наградам, в частности, отнесены: звание Героя Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, например, ордена "За заслуги перед Отечеством", "Почета", знак отличия "За безупречную службу".

Хотелось бы отметить применяемый в Законе принцип сочетания поощрительно-наградных мер морального и материального свойства. Вместе с награждениями моральной стороны, например: объявление благодарности или награждение почетной грамотой, к государственным служащим одновременно присваиваются материальные поощрения в различных формах в денежном выражении.

К основным методам поощрения государственных служащих можно отнести материальное стимулирование в виде оплаты труда. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности и оно призвано осуществлять следующие функции:

  • обеспечивать служащих, а также членов их семей жизненными благами, необходимыми для воспроизводства рабочей силы, воспроизводства поколений (воспроизводственная функция);
  • проявить интерес у госслужащего в улучшении результатов своей работы (стимулирующая функция);
  • оптимизация территориального расположения служащих по субъектам РФ, государственным органам (регулирование рабочей силы определенного качества на рынке труда);
  • формирование престиж профессии на рынке труда, социальный статус служащего;
  • являться источником страхования социальных рисков;
  • способствовать привлечению к работе и закреплению в государственных органах специалистов, обладающих соответствующими знаниями, навыками и личностными качествами.

Также существует понятие о мотивационном и компенсационном виде материального стимулирования деятельности государственных служащих. Согласно статье 52 Федерального Закона 79-ФЗ :Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

  1. равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  2. право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
  3. условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
  4. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  5. медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации[1].

Но несмотря на огромное количество всевозможных уже существующих поощрений государственных служащих, существуют следующие проблемы в системе стимулирования:

  • в настоящее время существует различие величины денежного содержания федеральных государственных служащих органов исполнительной власти со служащими региональных и муниципальных органов управления
  • недоработка системы некоторых выплат : в частности, хотелось бы отметить премии за важность и сложность работы, а также ежемесячное денежное поощрение;
  • неполная реализация компенсирующей или стимулирующей функций рядом выплат (надбавка к должностному окладу за выслугу лет);
  • отсутствие взаимосвязи между системой оплаты труда и результатами деятельности государственных служащих.

Однако поощрительная система совершенствуется и для удаления множества противоречий существует федеральная программа реформирования стимулирования государственных служащих, основным направлением которой является: повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих, повышения престижа государственной службы.

В заключение хочется отметить, что целью совершенствования системы стимулирования труда государственных служащих является повышение результативности и качества их труда и, как следствие, повышение качества взаимодействия государства и общества, качества предоставляемых гражданам публичных услуг, оптимизация условий повышения эффективности общественного производства, которая среди прочего достигается за счет привлечения творческого и профессионального потенциала государственных служащих.

 

Литература

  1. Ст. 55 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
  2. Ст. 52 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019) Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты  государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. № 12. 2014.
  4. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.
  5. Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.
  6. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Некоторые вопросы взаимодействия  правительства и парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. № 4. 2016.
  7. Конджакулян К.М. Исторические аспекты становления и развития исполнительной власти в Российской Федерации (Сравнительно-правовой анализ). // Российское государствоведение. № 3. 2015
  8. Конджакулян К. М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти и (сравнительно-правовой анализ на примере России и Армении) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
  9. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административное правонарушение: - общественная вредность или общественная опасность: вопросы соотношения. (Сравнительное исследование) / Административное право и процесс. 2014. № 7.
  10. Конджакулян К.М. Зограбян Г.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения (сравнительно-правовое исследование)/К.М. М.: Юрлитинформ, 2014.
  11. Конджакулян К.М. Бицефальная система исполнительной власти: Сравнительно-правовое исследование // Закон и право, № 5, 2014
  12. Конджакулян К.М. Бицефальная система исполнительной власти: Сравнительно-правовое исследование // Закон и право, № 4, 2014.
  13. Конджакулян К.М. Практические и теоретические предложения по усовершенствования институциональных и функциональных характеристик деятельности правительств Российской Федерации и Республики Армения // Евразийский юридический журнал. № 10 (77), 2014.
  14. Конджакулян К.М. Институт президентства и исполнительная власть: вопросы взаимосвязи и взаимодействия (На примере Российской Федерации и Республики Армения) // Журнал Закон и право, №1(13), 2010г.
  15. Конджакулян К.М. Глава государства в системе и структуре органов исполнительной власти. Сравнительно-правовой анализ на примере России и Армении // Журнал Закон и право, № 2, 2010г.
  16. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в Российской Федерации и Республике Армения в контексте исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право, № 10, 2010.
  17. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и  Республики  Армения) Дисс. … канд. Юрид. наук. М., ОПТМ РАГС, 2010.
  18. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования) // Государственная власть и местное самоуправление. №1, 2012.
  19. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения. М.: Юрлитинформ, 2013.
  20. Конджакулян К.М. Конституционные основы Армении и России (сравнительно-правовой анализ) / А.В. Хорошилов, П.Ю. Федоров, В.Н. Белоновский // Федеральное агентство по образованию, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Институт права и гуманитарного образования, №1, 2006г.
  21. Конджакулян К.М. Правовые основы влияния Президента на исполнительную власть в Российской Федерации и Республике Армения // Российская академия естественных наук, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) кафедра общего и стратегического менеджмента, Москва, 2010г.
  22. Конджакулян К.М. Отмена и приостановление нормативно-правовых актов Правительства России и Армении: сравнительно-правовой анализ // Перспективы развития науки и образования, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях, ООО «АР-Консалт», 2013г.
  23. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Правительство и высшие органы судебной власти в Российской Федерации и Республике Армения: вопросы соотношения // Ценности и интересы современного общества, международная научно-практическая конференция. 2014.
  24. Конджакулян К.М. Роль Правительства в системе формирования рационального информационного общества // Инновационное развитие российской экономики, материалы конференции. 2014.
  25. Конджакулян К.М., Зоргабян Г.М. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере законодательства о выборах и референдумах: сравнительное исследование // Ценности и интересы современного общества, международная научно-практическая конференция. 2014.
  26. Конджакулян К.М. Правовые основы влияния на государственное управление и единоначалие власти в Российской Федерации и Республике Армения // Ценности и интересы современного общества, международная научно-практическая конференция. 2014.
  27. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Особенности административной ответственности за нарушение избирательных прав (сравнительно-правовое исследование) // Административное право и процесс. 2014. № 8.