Осуществление закупок в сфере образования

Procurement in the field of education

Порядок осуществления закупок для нужд государственных и муниципальных учреждений, в том числе образовательных регулируется законом №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.13.   Отдельно законом №223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.11 регулируется механизм закупки за счет грантовых средств, собственных доходов или на основании субподряда. Постоянно пополняющийся список новых образовательных технологий требует отдельного рассмотрения процесса закупок с целью эффективного и рационального расходования средств бюджета.

Любая закупка начинается с определения объекта закупки. В рассматриваемом случае это могут быть товары или образовательные услуги (учебная литература, программа дополнительного профессионального образования и т.д.).

Закон №44 – ФЗ предусматривает несколько вариантов проведения закупок, основным различием которых является соблюдение принципа конкуренции. Соблюдение принципа конкуренции влечет за собой проведение конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений и большой объем документооборота. Проведение закупок без соблюдения принципа конкуренции предусмотрено в следующих случаях:

  1. Если затраты на проведение конкурса или аукциона являются не целесообразными, то есть они не сопоставимы или даже превышают стоимость закупки;
  2. Если конкуренция на поставку данного товара отсутствует, то есть товар является настолько специфичным, что имеется лишь один поставщик, или если поставщик обладает исключительным правом на производство данного товара (В качестве примера можно привести закупку электронных и печатных изданий, произведений искусства);
  3. Если сумма закупки не превышает 100 тысяч рублей, но при условии что годовой объем закупок не превышает два миллиона рублей или, если заказчик обладает крупным бюджетом, не превышать пятьдесят миллионов рублей и не составлять более 5% совокупного годового объема закупок.

Если же закупка на небольшую сумму не подходит заказчику, то существует несколько других вариантов.

Первый из них -  запрос котировок. Этот способ так же имеет ряд ограничений в цене и объеме закупки (цена контракта не должна превышать пятьсот тысяч рублей и 10% совокупного годового объема закупок), однако позволяет не тратить время и силы на составление закупочной документации. Победителем запроса котировок становится участник, предложивший наименьшую цену контракта. У данного способа есть явный минус: закон №44 – ФЗ запрещает устанавливать требования к уровню квалификации участников, что может повлечь проблему низкого качества товара или оказываемой услуги.

Следующим вариантом проведения закупок, учитывающим принцип конкуренции, является проведение аукционов или конкурсов. При проведении аукциона так же отсутствует возможность регулирования квалификации участников, поэтому частью 2 статьи 48 закона №44 - ФЗ предусмотрена возможность проведения конкурса, при наличии у заказчика времени и ресурсов. Не смотря на то, что и в конкурсе победитель определяется на основании цены контракта, а так же все еще отсутствует возможность установить требования к квалификации участников, у такого вида проведения закупок есть определенное преимущество. Постановление Правительства от 28.11.2013 №1085 дает возможность заказчику на стадии объявления конкурса установить также нестоимостные критерии рассмотрения заявок. Ими могут быть качественные, функциональные или экологические характеристика объекта закупок. Следовательно при определении победителя конкурса на поставку работ или услуг к критерию цены контракта добавляется критерий качества закупаемого товара или услуги.

После определения объекта закупки и способа ее проведения начинается стадия планирования закупки. В соответствии с законом на этапе планирования заказчиком составляется и обосновывается план-график закупки.

Форма плана-графика закупок устанавливается Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 №553 «Об утверждении правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графина закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд».

План-график закупки включает такую информацию, как:

  1. Идентификационный код закупки;
  2. Наименования закупаемых товаров, работ или услуг и их обобщенную характеристику;
  3. Обоснование начальной (максимальной) цены;
  4. Способ определения исполнителя со ссылкой на норму закона;
  5. Дата начала закупки;
  6. В случае проведения конкурсов и аукционов информация о размере обеспечения заявки и размере обеспечения контракта, в остальных случаях обеспечение заявки не предусмотрено;
  7. Информация о банковском сопровождении контракта.

При составлении плана-графика закупок сложность может возникнуть при определении и обосновании начальной (максимальной) цены закупки. Начальной (максимальной) ценой закупки (НМЦК) называется предельное значение цены, указываемое в документации о закупке при соблюдении принципа конкуренции.

Если НМЦК окажется заниженной, то процедура закупки может не состояться вовсе, в виду того что ни один исполнитель  не захочет выполнять контракт себе в убыток, или контракт все таки будет заключен, но с существенной потерей в качестве поставляемого товара, работы или услуги.

В случаях когда НМЦК  оказывается завышенной, это может привести к нерациональному расходованию бюджетных средств, что в сфере образования является весомым показателем. Также существует вероятность, особенно при проведении электронных аукционов, незначительного снижения начальной (максимальной) цены контракта примерно на 1%, что создаст лишь видимость торгов и, как следствие, заключение контракта по чересчур высокой цене.

Когда же начальная (максимальная) цена контракта определена рационально и корректно, участие в подобной закупке окажется благоприятным и выгодным для всех участников закупки. Товары, работы или услуги будут поставлены в соответствующем качестве, бюджетные средства будут израсходованы целесообразно и рационально.

В соответствии с Законом №44 – ФЗ существует несколько возможных способов определения НМЦК:

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • Нормативный метод;
  • Тарифный метод;
  • Проектно-сметный метод;
  • Затратный метод.

Предусматривается возможность применения нескольких методов одновременно для более корректного определения НМЦК, однако приоритетным методом закон выделяет метод сопоставимых рыночных цен.  Если же использование данных методов невозможно, то допускается использование иных методов, при наличии подробного описание примененного метода и обосновании невозможности использования имеющихся.

Метод сопоставимых рыночных цен основывается на анализе рыночных цен на данные товары, работы или услуги. Если заказчику не удается найти информацию о ценах на идентичную продукцию, то можно рассматривать цены на однородную продукцию. Рекомендуется использовать не менее трех вариантов цен предлагаемых различными производителями.

На основании  плана графика составляется закупочная документация, которая также публикуется в Единой информационной системе. Особым элементом закупочной документации является описание объекта закупки. Описывать объект рекомендуется максимально детально, можно даже выполнить его в виде технического задания, которое потом будет воспроизведено в проекте контракта. Запрещается использовать в описании произвольную терминологию. Завершает подготовительный этап составление извещения о закупке.

Приемка результатов исполнения заключенного в итоге закупки контракта производится в установленные в нем сроки и в определенных условиях. При закупке образовательных услуг заказчик обязан провести экспертизу и составить по ее итогам документ о соответствии. Экспертиза может производиться как заказчиком самостоятельно, так и при помощи сторонних организаций. Оплата предоставленных в рамках контракта товаров, работ или услуг производится, в соответствии с законом, в тридцатидневный срок с момента составления и подписания документации о приемке или, если исполнителем контракта был субъект малого предпринимательства или СНКО, в течение пятнадцати рабочих дней.

Список использованной литературы:

  1. №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.13.
  2. №223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.11
  3. Постановление Правительства №1085
  4. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №552 «Об утверждении правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме плана закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд».
  5. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №553 «Об утверждении правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графина закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд».