ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ

STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY: SPECIFICITY AND PROBLEMS

Чтобы изучить этот вопрос, необходимо понять, из чего состоит концепция государственной поддержки в России. Государственная поддержка отечественного предпринимательства предполагает сознательное формирование государственными структурами организационных, социально-экономических и правовых условий, способствующих развитию субъектов хозяйствования [2, с. 40-46].

В развитых странах предпринимательство – это большой слой собственников, которыми во многом определяются социально-экономическое развитие государства. Поэтому уровень государственного регулирования и поддержки предпринимательства за рубежом значительно выше, чем в России, так как мировой опыт показал, что экономика не может эффективно функционировать без государственного регулирования. В нашей стране особенности поддержки и развития субъектов предпринимательства в сегодняшний день на начальном этапе своего формирования. Нужно создать его с четко определенными функциями и полномочиями, чтобы государство могло эффективно влиять на развитие бизнеса.

Предпринимательство тесно связано с экономической ситуацией в стране. Поэтому необходима система эффективных регуляторов, которая сможет защищать и поддерживать предпринимателей на внутреннем рынке.

Государственное регулирование экономики основывается на экономических и административных методах, а также на том или ином их сочетании. В то же время административные методы используются, когда экономика недостаточно эффективна или, когда экономика страны находится в кризисе. С точки зрения классической теории создания экономического равновесия, основанного на рыночном механизме спроса и предложения, административное регулирование имеет ряд недостатков. Во-первых, это ограничивает конкуренцию, то есть производители и потребители не могут свободно изменять цены, установленные государственными органами. Во-вторых, система управления приводит к значительному перераспределению доходов и налогов между участниками бюджетной системы. Методы экономического регулирования не нарушают условия функционирования рыночного механизма. Они влияют на экономику посредством производственных издержек, прибыли, заработной платы, развития инвестиционной деятельности малого бизнеса, увеличения производства и реализации продукции различными субъектами бизнеса, стимулирования потребления. Методы экономического регулирования в конечном итоге направлены на изменение спроса и предложения. Например, путем стимулирования увеличения или уменьшения объема ресурсов на рынке или увеличения (уменьшения) платежеспособного спроса. Государственные органы имеют возможность регулировать количество выданных денег, изменять учетные ставки, налоги и сборы.

В регулировании и поддержке предпринимательства есть некоторые преимущества, которые ставят нашу страну на путь к приближению уровня развития предпринимательства в западных странах. К ним относят вопросы: развития законодательных баз регулирования предпринимательства в России, появления и развития государственной финансовой программы по поддержке малого и среднего бизнеса, предоставления субсидии начинающему сельхоз производителю до 1,5 млн. рублей по федеральным программам сельхоз развития РФ; создания некоммерческих организаций – центров развития предпринимательства, создаваемого при участии государства и центра, который консультирует по информационным, консультационным, юридическим, бухгалтерским и иным вопросам предпринимателей; грант на открытие собственного дела до 500 000 рублей[5, с. 42-45]; компенсация части затрат, связанных с профобучением и повышением квалификации работников; поддержка экспортно-ориентированного субъекта малого и среднего бизнеса, субсидия хозяйствующему субъекту малого и среднего предпринимательства в размере до 1 млн. рублей для компенсации затрат на покупку оборудований по производству тепловой энергии и электроэнергии с использованием альтернативного источника, программ льготных кредитований для малого и среднего бизнеса[1, с. 118].

Перечисленные преимущества, хотя и способствуют развитию бизнеса в стране, очень противоречивы, поскольку не позволяют полностью устранить основные недостатки государственной системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Мы перечислим эти недостатки.

Несовершенство нормативно-правовой базы государственной поддержки малого предпринимательства [4, с. 121]. Это проявляется во внутренней непоследовательности законов, в отсутствии правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности, существующих законодательных пробелов, нестабильности законов, постоянной изменчивости и невыполнения действующего законодательства.

Нестабильность и недостаточное финансирование мер по поддержке малого бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Недостаточное развитие государственной и муниципальной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса [2, с. 40-46]. Она включает в себя систему специализированных учреждений, которые помогают разрабатывать и осуществлять государственную политику в области малого бизнеса, которые создаются и действуют с участием государства или по инициативе самих предпринимателей. Государство должно развивать инфраструктуру в различных сферах: информационная, консалтинговая, учебная, научно-техническая, технологическая, финансовая, имущественная, а также предоставлять предпринимателям широкий спектр бизнес-услуг.

Высокая налоговая нагрузка для малых и средних предприятий и административные барьеры [3, с. 536-540]. Основной проблемой является слишком высокий уровень налогов. Это не стимулирует рост производства, который в условиях его снижения необходим. Более того, сама налоговая система нестабильна и часто меняется. Существует также множество налогов, при которых предприниматель просто теряет ориентиры. Это заставляет хозяйствующих субъектов искать способ уклонения от налога, что в итоге наносит ущерб бюджету. Отсутствие информационной помощи.

Отсутствие полного анализа потребностей малого бизнеса и мониторинга результатов вспомогательных предприятий. Отсутствие четких мер по стимулированию инвестиций в малый бизнес.

Несовершенство финансово-кредитной системы. Проблема нехватки финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, очень важна для компаний. По мнению экспертов, сегодня удовлетворяется лишь небольшая часть нынешней потребности в кредитах для малого бизнеса. Особенно сложно получить кредит для начинающего предпринимателя. Проблема кредитования является одной из наиболее острых проблем в развитии малого бизнеса. Им часто отказывают в кредитах, ссылаясь на частые изменения в процентах рефинансирования, повышенный риск и высокую потребность в кредитах.

Также можно сказать, что на развитие предпринимательства влияет нестабильная политическая обстановка в стране. Это никак не влияет на малый бизнес и предпринимательскую инвестиционную деятельность. Нет сомнений в том, что политическая нестабильность является основным препятствием для притока иностранного капитала в российскую экономику. Можно определить, что практически все проблемы развития предпринимательства связаны именно с недостатками экономической политики государства, которая определяет основные параметры макроэкономической среды.

Список литературы

1. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2013 326с.

2. Давлетова И. М., Хисаева А. И.Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2015. – №36. – С. 40-46

3. Сайбель Н. Ю., Печенов А. С. Проблемы развития предпринимательства в России // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 536-540

4. Смагин, В. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.Н. Смагин, В.А. Киселева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – 238 с.

5. Супрунов С. Н. Государственная помощь бизнесу в 2017: с кем государство поделится деньгами // «Коммерческий директор». – 2017. № 21. – С. 42-45