Правовые основы малого предпринимательства в России

Основополагающим моментом в правовом регулировании предпринимательства выступает Конституция Российской Федерацией, она подразумевает равенство между формами собственности, каждый имеет право на свободное применение собственных умений и имущества для ведения и развития предпринимательства, и запрещает деятельность, которая направлена на монополию и недобросовестную конкуренцию.

Предпринимательская деятельность - это деятельность, которая осуществляется с риском для предпринимателя, а также подразумевает получение доходов от продажи товаров, оказания услуг, использования имущества. Предприниматель должен зарегистрироваться и вести деятельность в рамках законодательства.

Малый же бизнес существовал и существует при любом общественно-политическом строе, он имеет большое значение в жизни и деятельности страны, так как представляет разностороннее экономическое и социальное значение.

Институт малого предпринимательства - это правовой институт в сфере предпринимательского права, который сочетает публично-правовые и частноправовые отношения, они в свою очередь регулируются законами прав:

  • предпринимательское право;
  • гражданское право;
  • финансовое право;
  • налоговое право;
  • административное право.

Вместе с ростом малого бизнеса также заметно уменьшение его присутствия в системе гос.заказов. Таким образом – крайне необходимо: совершенствование законов в сфере малого бизнеса; появление возможности для малых предприятий по участию в масштабных проектах, а также необходимо предоставлять им возможность выполнять работы или услуги, как в зарубежных странах.

Мировой финансово-экономический кризис негативно повлиял на экономическое и социальное положение России тем, что препятствовал экономическому росту. Под удар попали крупные добывающие предприятия, а также металлургические, химические, лесные – производственные предприятия. Именно они в большей степени дают основу для формирования  экономического, финансового и социального развития России. Предприятия этих сфер из-за снижения цен на свою продукцию, как внутренних, так и мировых значительно сократили объемы производства и реализации продукции, неся тем самым огромные убытки, многие предприятия закрылись. Что же говорить о малом и среднем бизнесе, их положение пошатнулось еще сильнее.  

Для малого и среднего предпринимательства нет такого понятия как «налоговые каникулы», которое освобождает предприятие от налогов в первые года своего существования, такое понятие существует во многих других странах. В тоже время налоговые режимы Российской Федерации все же имеют некую лояльность в виде единого налога на вмененный доход, но данный процесс можно распространить на более широкий перечень видов предпринимательства. Также возможно смягчение условий перехода на упрощенную налоговую систему.

В области инвестиции также нет налоговых льгот, например, налог на прибыль мог быть скорректирован. Органы власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот по федеральным налогам субъектам малого и среднего предпринимательства ограничены действующими законами. Данные предприятия имеют только возможность отсрочки или рассрочки по уплате налогов, а также инвестиционного налогового кредитования только по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 67 Налогового кодекса РФ.

Крупные коммерческие организации не заинтересованы в использовании товаров или услуг от малых и средних предпринимателей, так как большие предприятия платят налоги по НДС и не получают налоговый вычет по НДС когда приобретают продукцию или услуги у предприятий, которые не применяют НДС, то есть многие малые и средние предприятия попадают под эту категорию и не могут сотрудничать с крупными партнерами.

Нынешнее законодательство касаемо налогов и сборов может быть совершенствовано таким образом:

  1. В ст. 284 НК РФ предлагается установить 0% ставку по налогу на прибыль малого и среднего бизнеса на 1-й год работы (50% от действующей ставки - на 2-й год работы).
  2. В п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ ввести процесс налогообложения как единый налог на вмененный доход на всех предприниматель малого и среднего бизнеса независимо от вида деятельности.
  3. Увеличить максимальный размер дохода организации по итогам 9 месяцев до 200 млн. руб., установленный для перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
  4. При приобретении продукции у налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим и не являющихся налогоплательщиками по НДС, признать налоговой базой по НДС для налогоплательщиков НДС разницу между ценой реализации товара с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.
  5. Предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства право на получение отсрочки или рассрочки по уплате налогов и инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации в дополнение к основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 67 НК РФ.

Органы государственной власти активно работают в процессе снижения административных барьеров для предпринимателей, но неоправданные ограничения продолжают существовать. Индивидуальные предприниматели и организации, которые платят единый налог на вмененный доход все еще должны использовать контрольно-кассовую технику для оплаты наличными или расчетов по платежным картам – при этом уплата налогов не связана с уровнем дохода, который определяется контрольно-кассовой техникой. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в ч. 1 ст. 20 требует получать согласие в письменной форме антимонопольного органа при предоставлении государственной или муниципальной помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, которые осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков в процессе заключения договора аренды лесного участка, на срок от 10 до 49 лет в указанных целях,  - не берет в счет сезонность процесса. Закон требует проведения регистрации прав на участки, то есть местные жители села не имеют возможности законно заготавливать и собирать пищевые лесные ресурсы и лекартсвенные растения. Этот процесс является традиционным занятием местного населения и их единственным доходом. Государство стимулирует тем самым, чтобы крупные предприятия вели подобную деятельность, забывая о необходимо развития малого бизнеса.

Кроме барьеров административного характера ведению деятельности малого предпринимательства существуют и экономические препятствия. Кредит для хозяйствующих субъектов теперь почти невозможно получить, а выход из кризиса связан с государственной поддержкой, а также стимулированием и развитием реального производства. Существует ограничение для малого и среднего бизнеса от крупных предприятий, от государственных учреждений и корпораций.

Малый и средний бизнес не подразумевает больших инвестиций, но при этом может гарантировать высокую скорость оборачиваемости средств, подразумевает экономичное решение по модернизации предприятия, а также насыщает рынок товарами и услугами для общества. Развитие малого и среднего предпринимательства и его дальнейшая перестройка в средний и малый бизнес практически во всех сферах и отраслях экономики страны, отвечает мировым хозяйственным тенденциям экономических процессов, формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию различных форм собственности и моделей хозяйствования, в которой реализуется сложный рыночный механизм и его государственное регулирование [5, с.38].

Значимость малого и среднего бизнеса состоит в:

- повышении количества собственников;

- увеличении количества активного населения;

- поиске таких предпринимателей, которые готовы самореализовываться в своей деятельности;

- удовлетворении необходимости в нужном количестве работодателей.

Предпринимательство выступает важным аспектом в экономическом и социальном развитии общества в целом. Оно содействует качественному труду и развитию технологий, а также покрывает нужды населения в услугах и товарах.

Помощь в развитии предпринимательства со стороны государства позволяет стимулировать производство у крупных предприятий, путем завоевания новой сегментации рынка, стимулирует экономику к эластичности, так как малый бизнес быстро реагирует на любую динамику рынка. Такая помощь борется с антимонопольной составляющей, способствуя развитию конкуренции.

Необходимо заметить, что активное развитие малого и среднего предпринимательства особо актуально для субъектов Российской Федерации, где основные сферы экономики сконцентрированы в данном секторе экономики [4, с.93].

Как государство защищает и поддерживает малое предпринимательство?! Производит контроль за порядком осуществления деятельности предпринимателей, чтобы обеспечить законодательные права и интересы всех субъектов экономической деятельности, а также осуществляет наблюдение за отсутствием нарушений в области интересов населения и государства в том числе.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Официальный текст с изменениями от 21 июля 2014 г. – М.: ИНФРА-М, 2014
  2. Федеральный закон РФ «Гражданский кодекс РФ. Часть 1» № 51-ФЗ от 21 октября 1994 г. (в ред. Федерального закона РФ № 302-ФЗ от 30 декабря 2012 г.) // Консультант Плюс.
  3. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления.// Российский экономический журнал. – 2015. - №5 - С. 10.
  4. Мягков П. Малое и среднее предпринимательство: государственная поддержка обязательна. /// Российский экономический журнал. – 2015. - №10 - С. 15
  5. Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 2015.
  6. Певзнер А.Г. Новое о малых предприятиях. - М.: АО "Факт", 2016.
  7. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.// Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №5 - С.20