РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

IMPLEMENTATION OF INNOVATIONS IN THE RUSSIAN ECONOMY

Инновации – это конечный результат инновационной или научно-технической деятельности, реализации товаров, услуг на рынке, новых или усовершенствованных технологических процессов или методов производства, используемых в практической деятельности.

Инновационная продукция должна быть зарегистрирована в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и приносить доход от реализации на рынке. Таким образом, основные характеристики инноваций заключаются в  научно-технической новизне, промышленной применимости и коммерческой жизнеспособности[6].

В зависимости от сферы деятельности предприятия инновации подразделяются на следующие виды  

Классификация инноваций[2, стр.6]

Виды инноваций

Примеры инноваций

Технологические

результаты НИОКР, НИР, изобретения, ноу-хау

Производственные

опыт производства, монтаж, испытания

Экономические

освоение новых рынков сбыта, методов стимулирования производства

Финансовые

условия получения и размещения денежных средств

Торговые и

коммерческие

продвижение продуктов, организации рекламы, внедрение логистических систем

 

Управленческие или организационные

новые подходы к управлению, организации бизнеса, система контроля качества и сертификации товаров

 

Инновационная­­­ стратегия направлена на создание уникальных инноваций в определенной форме, чтобы обеспечить конкурентное преимущество компании. Так же инновационная деятельность, олицетворяющая внедрение инновационных процессов, делится на различные сферы и осуществляется в виде функционально­–организационных единиц, в результате разделения подразделений.

Инновационная деятельность включает три основных этапа:

  1. Этапы создания новых знаний – информационное обеспечение, проведение фундаментальных и прикладных исследований, разработка методов творческого мышления, создание новых знаний[5].
  2. Этапы управления промышленностью – этапы разработки, проектирование, внедрение, строительство, разработки промышленного производства;
  3. Этапы продвижения новых товаров и услуг на рынке: маркетинг и продажи. Следует отметить, что по инновационному развитию Россия отстает не только от развитых, но и от развивающихся стран. Российские инвестиции в НИОКР в пять раз меньше, чем в развитых странах. На душу населения расходы на НИОКР в России составляют менее 100 долл. США в год, а в развитых странах-до 500 долл. Кроме того, известно, что только 10% фундаментальных исследований имеют положительные результаты, но не все они применяются на практике[6].

С экономической точки зрения инновация имеет три основные функции: воспроизводство, инвестиции и стимулы. Смысл репликации состоит в том, чтобы получать прибыль от инноваций и использовать их в качестве финансового ресурса. Прибыль от внедрения инноваций может быть использована для разных целей. Если инновационная прибыль используется в качестве капитала для привлечения новых инновационных фондов, то инновация выполняет инвестиционные функции. Эта функция помогает постоянно исследовать спрос, улучшать бизнес компании и деятельность по развитию, также улучшать применение методов управления компанией и внедрять инновации в производство.

Практические вопросы микроэкономики включают в себя изучение поведения субъектов хозяйствования как фактических или потенциальных участников инновационного процесса. Два рыночных аспекта этой проблемы заслуживают наибольшего внимания: рынок инноваций – объем спроса и предложения на продукты, и  инновационные идеи, как особое состояние всего рынка, уникального для инновационной экономики.

Отличительной особенностью инновационного рынка является то, что он стимулирует, в первую очередь, инновационное производство и отсеивает экономические субъекты, которые не могут эффективно внедрять инновации. Инновационный рынок имеет строгую систему, дисциплину и высокую конкуренцию. В процессе постиндустриализации сфера производства материалов сокращается по сравнению со сферой услуг, а количество различных инновационных услуг стремительно растет[2].

Несмотря на наличие товаров в обществе и важность нормального функционирования реального сектора экономики-промышленности, сельского хозяйства и строительства, вектор развития современной экономики определяют и другие отрасли-науки, образование, передовые информационные технологии.

–Интеллектуальная собственность, финансовый сектор, услуги. В этих областях обеспечение производства и оборота новых идей, научных достижений, продуктов и ресурсов должно в первую очередь направлять инвестиции[3].

К сожалению, в России сложилась обратная ситуация. Распределение инвестиционных ресурсов остается силой корпоративной структуры, связанной с материальными и производственными сферами. Инновационное производство в России по-прежнему зависит от спроса на эти структуры и оказывается не первоначальным, а теперь неестественным окончательным или даже побочным звеном цикла воспроизводства[2].

Закрепившаяся олигополистическая структура, и ментальная модель, сформированная российской экономикой и обществом, в настоящее время не ориентирована на инновации. Инновация должна быть привлекательной, также быть более прибыльными, чем существующие сферы бизнеса. Для российских бизнесменов характерно следующее поведение: во–первых, они охватывают области с более высокой прибылью и более низким риском. Рентабельность снижается из–за насыщения спроса и избытка рынка, и предприниматели ищут менее загруженные и более прибыльные районы. Факторы риска и сложность играют жизненно важную роль, когда доход легко получить, и предприниматели вряд ли будут заинтересованы в сложных инновациях.

Для России, инновации были одной из самых обсуждаемых тем в науке и бизнесе в течение последних 15 лет, но политическое сообщество еще не стало ключевым условием выживания и роста отечественной экономики. Следует признать, что стратегические ориентиры не были полностью поддержаны региональными властями субъектов Российской Федерации.

Использованные источники:

  1. Бебрис А.О. Основные принципы успешной стратегии в рисковом бизнесе. Инновации в науке. — 2013. — № 25. — С. 193—196.
  2. Бебрис А.О. Разработка стратегии инновационного развития как механизма обеспечения конкурентоспособности венчурной фирмы. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Москва, 2011
  3. Каменева Н.А. информационные ресурсы инновационной деятельности //риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2009. — № 2. — с. 118—122.
  4. Каменева Н.А. инновационная активность как фактор обеспечения конкурентоспособности российской экономики //проблемы современной экономики. — 2011. — № 4. — с. 19—21.
  5. Каменева Н.А. развитие творческих способностей студентов высшего професссионального образования //в мире научных открытий. — 2010. — № 1—2. — с. 197—204.
  6. Каменева Н.А. ресурсные основания и управленческие решения стратегии инновационного развития российской федерации //экономические науки. — — № 62.— с. 276—280.