КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

CULTURE OF BUSINESS COMMUNICATION AS AN IMPORTANT FACTOR OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPECIALISTS

Культура делового общения оказывает большое влияние на профессиональную подготовленность человека и является главным фактором в эффективности общения между специалистами.

 Специалист–это человек, который профессионально занимается соответствующим его профессии, специальным трудом. Не зависимо от направления своей профессиональной деятельности, любой сотрудник тем или иным образом, взаимодействует и обменивается информацией с другими работниками, коллегами. Самым распространенным видом коммуникации в деловой сфере, служит деловое общение, которое является ключевым аспектом в коммерческих, экономических, административных и производственных отношениях. Важнейшие на сегодняшний день социальные и экономические условия в стране побуждают к необходимости обучения языковым формам делового общения, к росту лингвистической компетентности специалистов, что, в настоящее время, уже является обязательной частью подготовки руководителей всех уровней, менеджеров, референтов, муниципальных служащих и других сотрудников [2].

 Грамотный специалист способен правильно принимать решения, может успешно проводить деловые переговоры, встречи, умеет работать с документами и четко регулирует весь рабочий процесс.

 Одной из важнейших характеристик деловой коммуникации является взаимосвязь действующих лиц. Всё деловое общение завязывается на реакции партнера. Для того, чтобы реакция от обеих сторон переговоров была положительной, нужно уважать партнера, уважительно относиться к его мыслям, суждениям, высказываниям, полезно подчеркивать своё внимание к собеседнику, используя, при этом, различные языковые этикетные формы. Необходимо спокойно воспринимать качество, количество и достоверность информации, которая поступает от оппонента, тема коммуникации должна быть понятной всем участникам делового общения. В своих высказываниях следует быть аргументированным и последовательным. Нужно помнить, что деловому общению свойственна регламентированность [4].

 Высокая грамотность речи и её культура определяют соответствующую границу развития общества, поэтому сегодня, в учебные планы ВУЗов страны вводится предмет «русский язык» и курсы культуры речи, которые смогут научить будущего профессионального сотрудника не только нормам русского языка, но и правильному употреблению делового общения в различных ситуациях.

 Под деловым общением понимают многоплановый и сложный процесс развития взаимопонимания между специалистами в служебной сфере. Участники делового общения осведомлены в достижении какой-либо конкретной задачи или цели. Подчинение установленным нормам, культурным традициям, профессионально-этическим принципам является главной особенностью делового общения [7].

 Устная деловая речь должна соответствовать параметрам официально-делового стиля и официального статуса, выделяться интонацией. Соблюдение произносительных норм литературной речи строго обязательно, а выбор конкретных языковых средств будет влиять на дальнейший успех общения. Нужно помнить, что эмоциональный окрас в речь добавляют экспрессивные средства языка. Это такие единицы речи, которые усиливают эмоциональность высказываний говорящего. Наиболее мощными экспрессивными средствами общения считаются фонетические. В их число входят: повышение тона, использование пауз в речи, ударений, напевность. Все они усиливают воздействие высказываний, придают значимости определенной информации.

 Будущий специалист, в процессе своего обучения, должен ознакомиться со всеми правилами и тонкостями профессиональной культуры, которая включает в себя навыки организации и управления профессиональным диалогом, технику построения выступлений на профессиональную тематику, умение найти контакт с неспециалистами в конкретной профессиональной сфере, а также знание и уместное употребление терминов, присущих конкретной специальности [5, с. 48-50].

 Говоря о культуре делового общения, следует обратить внимание на употребление в речи этических норм. Деловой этикет позволяет продуктивно взаимодействовать с собеседником. Установить контакт с человеком, поддержать разговор, сформировать взаимопонимание и положительную обстановку в коллективе, помогает применение этикетных речевых конструкций и оборотов. Успешный исход деловых встреч зависит от навыков употребления делового общения [3].

 Помимо правильного употребления деловой речи в разговоре, специалист должен быть осведомлен о правилах поведения в конкретной деловой ситуации, а также должен знать об этикете внешнего вида. Поведение и манеры человека многое говорят о его культуре и о его отношению к делу. Внешний вид специалиста является важной частью деловой культуры.

 Ведя переговоры с иностранными партнерами, стоит следить за своими невербальными средствами коммуникации. Так, в разных странах отдельные жесты могут иметь совершенно разное значение, соответственно, неуместно использованная невербальная речь может быть воспринята людьми из разных стран и культур как что то негативное и резкое. Незнание правил невербального общения ведет не только к нарушению этикета общения, но и к оскорблению или унижению иностранных коллег. Человек, с которым ведутся переговоры должен чувствовать, что к нему относятся доброжелательно, внимательно и с пониманием [6, с. 5].

 На данный момент, качество уровня деловой культуры стало выступать одним из главных критериев уровня современного образования. Работодатели обращают особое внимание на умение претендента на должность общаться, строить деловые переговоры, разрешать конфликты. Работодателю выгодно принимать на работу сотрудника, который уже освоен о порядках культуры деловой речи и общения.

 Есть некий ряд исследователей, который склоняется к тому факту, что работу и уровень обучения определенного ВУЗа работодатель судит не только по способностям и знаниям выпускника, но и по его грамотности в отношении культуры делового общения [1].

 Формирование культуры общения и этикета является сложным динамичным процессом специалиста, который формируется с ранних стадий жизнедеятельности человека и окончательно закладывается в период овладения определенной профессиональной деятельностью, на практике, в ВУЗе, на производстве.

 Подводя итог, можно еще раз отметить, что культура делового общения является одним из важнейших факторов профессионального становления специалистов.

 Стоит подчеркнуть, что деловое общение имеет всегда целевую направленность. Грамотная деловая речь обеспечивает успешный исход дела, помогает создать благоприятные условия для целевого сотрудничества, устанавливает развитие отношений с коллегами, клиентами, партнерами, конкурентами и т. д. Успех любой деятельности специалиста определяется созданием хорошей благотворной атмосферы для делового сотрудничества.

 

Список литературы

 

  1. Карпов Е.Б. Трудоустройство выпускников и имидж высшего учебного заведения // Имид-желогия—2006: материалы четвертого Междунар. симп. по имиджелогии. М., 2006.
  2. Колтунова М. В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пособие для вузов. Рекомендовано Министерством образования РФ. — М.: Логос., 2005.
  3. Культура профессионального общения как фактор формирования будущего специалиста [Электронный ресурс] / И.Ю. Скибицкая. // Психология делового общения и управления — 2005. Режим доступа к журн: https://uchebnikfree.com/delovoe-obschenie-psihologiya/etika-delovogo-obscheniya-17619.html — Назв. с экрана.
  4. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. М. — Москва, 2007. — С. 81-83.
  5. Скибицкая И.Ю. Культура профессионального общения как фактор формирования будущего специалиста / И.Ю. Скибицкая // МИСБФМ. — 2011. — с. 48-50.
  6. Устное и письменное деловое общение [Электронный ресурс] / Ю.А Вилкова // Деловая коммуникация. — 2017 — C. 5. — Режим доступа к журн: https://mirznanii.com/a/132129-5/ustnoe-i-pismennoe-delovoe-obshchenie-5 — Назв. с экрана.
  7. Факторы повышения эффективности делового общения [Электронный ресурс] / Н. А. Гаврилова // Этика делового общения. Режим доступа к журн: https://studwood.ru/1976091/psihologiya/faktory_povysheniya_effektivnosti_delovogo_obscheniya — Назв. с экрана.