ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

Работа и развитие любого предприятия требует экономического исследования и оценки показателей, так как с их помощью можно определить в правильном ли направлении оно движется. Экономические показатели группируются в определенную систему в соответствии с известными критериями.

Система показателей, отражающая деятельность предприятия — это совокупность взаимосвязанных величин, которая всесторонне характеризует имущественно — финансовое положения организации, ее деятельность и результаты этой деятельности. Экономические показатели подразделяются в общем виде на два основных вида — натуральные и стоимостные (денежные) в зависимости от того, какие измерители используются при исчислении этих показателей. Стоимостные показатели являются наиболее распространенным видом экономических показателей. Они дают возможность обобщать разнородные хозяйственные явления. [1]

Требуется системно проводить экономический анализ по комплексу показателей, не исключением является авиатопливное предприятие.

На данном виде предприятий есть как общие показатели, характерные для всех сфер, так и частные, специфические - отраслевые. К общим относится выручка, валовая и чистая прибыли, рентабельность, капитализация, производительность труда, уровень оплаты труда, коммерческие расходы, фондоотдача, фондовооруженность, фондоемкость, оборачиваемость капитала  и др. Каждый из них существенен. Среди общих показателей для отрасли авиатопливообеспечения крайне важен такой показатель как производительность труда работника. Данный показатель характеризует способность работников создавать своим трудом товары и услуги за определенное время. Предприятию необходимы высококвалифицированные работники, которые своей производительностью помогают добиться целей, поставленных компанией. Поэтому если данный показатель будет расти, с помощью нескольких видов решений повышения производительности труда, экономика позволит быть предприятию  более конкурентоспособным, а значит, дает возможность бороться за клиентов и покупателей. В глобальном плане повышение приводит к возможности завоевания большей части имеющегося рынка, а также выход на новые рынки.

К экономическим показателям, требующим особенного внимания в отрасли авиатопливообеспечения следует отнести не только выше указанные, но и ниже изложенные специальные: среднесуточный расход топлива, годовой объём заправляемого топлива, удельные эксплуатационные расходы, удельные энергозатраты, удельные трудозатраты, уровень механизации и  некоторые другие.

Анализ деятельности предприятий авиатопливообеспечения по существу представляет собой изучение определенных экономических показателей, характеризующих различные стороны этой деятельности в их взаимосвязи и динамике. 

Предприятие авиатопливообеспечения использует различные виды нефтяного сырья, поэтому крайне важно отслеживать данные  о суммах поступления, расходования и остатка на основе соотвествующих стоимостных показатели.

По итогам 2018 года АО «Газпромнефть» продемонстрировала устойчивый рост ключевых финансовых показателей. Выручка Компании выросла на 28,7 % – до 2,49 трлн. рублей. Этому способствовали благоприятная ценовая конъюнктура, повышение операционной эффективности и продолжающийся рост добычи на Новопортовском, Приразломном и Восточно-Мессояхском месторождениях. Благодаря росту переработки нефти и оптимизации технологических процессов в 2018 году существенно возросло производство светлых нефтепродуктов – автомобильных бензинов, дизельного топлива, реактивного топлива. Рост объемов производства автомобильных бензинов составил 3,0 %, дизельного топлива – 7,6 %. Объем производства реактивного топлива увеличился на 14,1 % к уровню 2017 г. В целях повышения эффективности переработки с учетом сложившейся конъюнктуры на внутреннем рынке автомобильных бензинов было увеличено производство нафты относительно 2017 г. Увеличение спроса на внутреннем рынке и расширение экспортных поставок обеспечили рост производства битумов на 14 %.[2]

Среднесуточный расход топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в топливе. Для обеспечения работы транспортных средств необходимо снабжать транспортные средства топливом и соблюдать нормы его расхода, то есть закупать топливо так, чтобы  можно было обеспечить техническое обслуживание.  Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации, эксплуатируемых транспорта и соответствуют определенным условиям их работы и согласно их классификации и назначению. Они включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса: на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов. Поэтому среднесуточный расход топлива играет важную роль в эксплуатации транспортных средств, тем самым составляет основную экономическую статистику для авиатопливообеспечения.[3]

Годовой объём заправляемого топлива - показатель, который зависит не только от технических характеристик транспорта, а также от сезонности потребления топлива.  Использование топлива в разные сезоны года значительно отличаются друг от друга. Так в зимнее время расход топлива увеличивается, соответственно повышаются значения данного показателя и значение практически всех экономических параметров предприятия, обеспечивающих топливом при благоприятной конъюнктуре.

Удельные эксплуатационные расходы включают в себя текущие затраты на обеспечение работоспособности основных средств на протяжении всего срока их эксплуатации. Под текущими тратами понимаются расходы на производство и продажу, они будут отличаться. Для авиатопливообеспечения это очень важный показатель, так как предприятие ориентируется на потребителя. Какое топливо закупается в больших количествах и чаще всего, то и будет производить предприятие, поэтому с точки зрения экономики траты должны компенсироваться прибылью, для дальнейшей работоспособности предприятия.

Удельные трудозатраты (удельная трудоемкость) – это показатель, характеризующий затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции или на выполнение определенной работы. Удельные энергозатраты (удельная энергоемкость) – это показатель, определяющий количество энергии, отнесенное к единице выполненной технологической работы или продукции. Эти показатели влияют друг на друга. На предприятии авиатопливообеспечения одним из важнейших факторов является трудовые затраты, так как заправка топлива на данное время не полностью механизирована, например, при уменьшении человеческих трудовых затрат, будут снижены темпы работы предприятия, что может привести и к дальнейшему приостановлению производственных работ, а, следовательно, за ними и снижение значений экономических показателей. [4]

Уровень механизации и автоматизации - значительная часть трудовых операций выполняется машинами и механизмами, меньшая – вручную. В настоящее время данный показатель вводится во всех сферах производства, так как он обходится дешевле ручных работ и более эффективен по сравнению с неавтоматизированными работами.  Данный показатель положительно влияет на экономику предприятия.

В заключение отметим, что на основе общих и  частных показателях, отражающих деятельность предприятия, должен основываться интегральный, комплексный показатель. Он позволяет произвести комплексную оценку деятельности организации и определить общий уровень капитализации и конкурентоспособности. Таким образом, правильная система экономических показателей служит базой для анализа хозяйственной деятельности предприятия авиатопливообеспечения и определения путей для его успешного развития.

Использованные источники:

  1. Абрютина М.С. Экономика предприятия. – М.: Дело и Сервис, 2004. - 528 с.
  2. Годовой отчет ПАО «Газпром нефть» за 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ir.gazprom-neft.ru/news-and-reports/annual-reports/ [дата обращения: 15.11.2019]
  3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. /Под ред. Л. Короткова и Р. Медведева. — М.: Госфиниздат, 1963. — 357с.
  4. Теория экономического анализа: Учебник для студ. экон. спец. /М.И.Баканов, А. Д. Шеремет. – 4-е изд., доп и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 415 с.