СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУКИ В РОССИИ: РАЗВИТИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Несмотря на то, что Россия исторически является одним из лидеров среди мировых научных держав, современный этап развития науки характеризуется как наличием наших конкурентных преимуществ, так и перечнем нерешённых на данный момент проблем, препятствующих научно-технологическому развитию страны.

Ключевыми среди них являются проблемы актуальности проводимых научных исследований, дифференциации научных и образовательных центров по результативности и эффективности работы, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны, отток молодых научных кадров, слабая восприимчивость экономики к инновационному развитию и к инновациям. Эти проблемы создают высокие риски постепенного отставания России от стран – мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и технологий.

Негативные тенденции в развитии научного потенциала страны создают риски и в области обеспечения национальной безопасности нашего государства. Поэтому Президент России определил научно-технологическое развитие в качестве одного из приоритетов государственной политики. При этом наши усилия должны быть сконцентрированы на тех направлениях, которые позволяют получить новые научные и научно-технические результаты, создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, а также устойчивого положения России на внешнем рынке.

Поставленные задачи предполагают несколько решений. Во-первых, научно-технологическое развитие должно базироваться на Стратегии научно-технологического развития РФ и Национальной технологической инициативе, поскольку это задает и ресурсные ограничения, и приоритеты в потребностях экономики в новых продуктах и новых технологических решениях. Во-вторых, Россия должна учитывать существующие и складывающиеся в мире тенденции в развитии направлений науки, технологий и приоритеты научно-технологической политики ведущих стран.

В настоящее время, руководствуясь Стратегией научно-технологического развития РФ, разработаны различные программы и проекты, подробнее мы разберём на примере Национальной технологической инициативы и проекта «Наука» НТИ –долгосрочной комплексной программы по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. Национальный проект «Наука» разработан Правительством РФ совместно с Российской академией наук. Основная цель проекта – обеспечение прорывного развития российской науки и подтверждение её лидирующих позиций в мировой научной среде к 2024 году.

Национальная технологическая инициатива

Разработка НТИ началась в соответствии с поручением Президента России В. В. Путина по реализации послания Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 года. Согласно поручению, Правительство РФ совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), Российской академией наук (РАН), ведущими университетами и деловыми объединениями предпринимателей должно было подготовить доклад о разработке и реализации НТИ к 1 июля 2015 года, далее – один раз в полгода.

С точки зрения РАН, которую представил заместитель президента Академии В. В. Иванов в проекте «Концептуальные основы Национальной технологической инициативы», цель НТИ заключается в обеспечении глобального технологического паритета России и стран - технологических лидеров. Для её достижения было предложено в течение 5-7 лет решить проблемы импортозамещения, а в более долгосрочной перспективе (20-30 лет) осуществить переход к новой технологической структуре отечественной экономики и провести реиндустриализацию. Для решения этих проблем предполагалось разработать государственные программы «Импортозамещение-2020» и «Технологический паритет-2030».

По мнению АСИ, цель НТИ заключается в том, чтобы создать национальные компании на принципиально новых отраслевых рынках, которые сегодня не существуют, при этом через 10–20 лет объём каждого из таких будущих рынков должен превышать в мировом масштабе 100 млрд. долларов США. Данный вывод связан с предположением о том, что у российских компаний есть шанс занять достойное место только на новых рынках, которые ещё не сформированы. Эту точку зрения поддержала также Российская венчурная компания (РВК). В конечном счёте победила точка зрения АСИ.

Системообразующими документами НТИ стали «дорожные карты», нацеленные на формирование перспективных технологических рынков, которые предполагается развивать в большей степени по сравнению с остальными. «Дорожные карты» включают в себя обоснование выбора рынков, перечень целевых показателей к 2035 году и необходимое обеспечение для достижения данных показателей. В проектах «нормативных дорожных карт» НТИ запланирована реализация мероприятий по соответствующим направлениям. Основным исполнителем по реализации «нормативных дорожных карт» НТИ определены рабочие группы НТИ и создаваемые инфраструктурные центры НТИ. Далее представлен список нормативных дорожных карт: Аэронет, Автонет, Маринет, Нейронет, Хелснет, Энерджинет и Технет.

Также была запущена работа центров компетенций НТИ. Центры компетенций НТИ - это подразделения, которые создаются на базе образовательных или научных организаций и занимаются развитием сквозных технологий НТИ, среди которых искусственный интеллект, большие данные, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей. Задачи центров компетенций - трансляция результатов фундаментальной науки в инженерные приложения, технологический трансфер через кооперацию с индустриальными партнерами, а также подготовка лидеров разработки новых технологий по итогам разработанных программ.

Таблица. Список центров компетенций НТИ

Сквозная технология

Победитель конкурсного отбора

Наименование центра

1

Искусственный интеллект

МФТИ

Центр Национальной технологической инициативы по направлению «Искусственный интеллект»

2

Квантовые технологии

МГУ
им. М.В. Ломоносова

Центр квантовых технологий

3

Технологии создания новых и портативных источников энергии

ИПХФ РАН

Центр компетенций по технологиям новых и мобильных источников энергии

4

Новые производственные технологии

СПбПУ

Центр Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии» на базе Института передовых производственных технологий

5

Управление свойствами биологических объектов

ИБХ РАН

Центр технологий управления свойствами биологических объектов

6

Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности

ДВФУ

Центр НТИ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности»

7

Технологии хранения и анализа больших данных

МГУ
им. М.В. Ломоносова

Центр технологий хранения и анализа больших данных

8

Технологии компонентов робототехники и мехатроники

Университет иннополис

Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники

9

Технологии сенсорики

МИЭТ

Центр НТИ МИЭТ «Сенсорика»

10

Технологии распределенных реестров

СПбГУ

Центр технологии распределенных реестров СПбГУ

11

Технологии квантовой коммуникации

МИСиС

Центр квантовых коммуникаций НТИ

12

Технологии транспортировки электроэнергии и распределенных интеллектуальных энергосистем

МЭИ

Центр технологии транспортировки электроэнергии и распределенных интеллектуальных энергосистем

13

Технологии беспроводной связи и интернета вещей

Сколтех

Центр компетенций (Технологии беспроводной связи и интернета вещей)

14

Технологии машинного обучения и когнитивные технологии

ИТМО

Национальный центр когнитивных разработок

Оценить перспективы НТИ на мировом технологическом рынке, созданном новыми производственными технологиями, можно, подсчитав патенты, полученные резидентами стран-лидеров и РФ. По всем новым производственным технологиям портфель патентов резидентов РФ намного меньше, чем у стран-лидеров (США, Китая, Японии и др.). Также до 60% патентов РФ выданы не отечественным резидентам. Это может создать проблемы для развёртывания новых производств даже на территории нашей страны, так как практическое применение новых технологий будет затруднено большим количеством российских патентов, выданных зарубежным компаниям. Стоит упомянуть, что большинство резидентов РФ – это исследовательские или образовательные учреждения нашей страны, в отличие от мировой практики, где в качестве резидентов преобладают промышленные компании.

Национальный проект «Наука»

Президентом РФ В.В. Путиным были сформулированы три основные цели проекта «Наука»: обеспечение присутствия Российской Федерации в пятерке ведущих стран мира по приоритетным направлениям научно-технологического развития; привлекательность Российской Федерации для работы здесь ведущих мировых ученых и молодых исследователей; опережающее финансирование научных разработок из всех источников финансирования по сравнению с ростом национального дохода.

В связи с основными целями были поставлены следующие задачи: создание передовой инфраструктуры для научных исследований; обновление материальной базы; создание научных и научно-педагогических центров мирового уровня для подготовки, а также повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров.

В Национальном проекте «Наука» определены ключевые показатели, на которые российская наука должна выйти к 2024 году. Прежде всего мы должны войти в пятерку стран по удельному весу научных статей, опубликованных в ведущих мировых научных изданиях, и пятерку стран по количеству заявок на получение патентов и изобретений.

Кроме того, будут заложены два новых современных научно-исследовательских судна, модернизированы существующие, выполнено не менее 210 морских экспедиций на научно-исследовательских судах.

Масштабные исследования планируются в сельском хозяйстве. Будут созданы 5 агробиопарков, на базе которых будут разрабатываться и внедряться инновационные проекты по селекции и генетике.

Результатом реализации национального проекта «Наука» должно стать двукратное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки к 2024 году. Увеличение этого показателя в целом за счет всех источников финансирования должно быть доведено до 1,8 триллиона рублей в год.

Реализация национального проекта «Наука» должна стать основой, способствующей реализации других национальных проектов в части научного обеспечения задач, стоящих не только перед Российской Федерацией в целом, но также и отдельных задач технологического развития, актуальных для конкретных субъектов РФ в рамках реализации Стратегии пространственного развития страны.

Заключение

В заключение можно сказать, что на данный момент достижение Россией лидерства в заявленных направлениях развития науки маловероятно в краткосрочной и среднесрочной перспективах, однако, включенные в НТИ и проект «Наука» исследования и современные производственные технологии несомненно обладают огромным потенциалом для ускоренного развития экономики нашей страны. Достижение поставленых целей НТИ и проекта «Наука» возможно исключительно за счет тесного взаимодействия всех участников научно-технологической сферы Российской Федерации.

 

Список литературы:

  1. Дайджест РАН. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Об итогах первого года программы центров компетенций НТИ, внебюджетном финансировании, коммерциализации разработок.
    URL:http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e74d726a-4dcb-4984-af76-b5f05394a2b4 (дата обращения 10.11.2019).
  2. Клыпин А.В. Национальная технологическая инициатива России: вопросы формирования и проблемы реализации // Национальные интересы: Приоритеты и безопасность. – 2015. - №37 С. 22-31.
  3. Куракова Н.Г., Петров А.Н. Национальная технологическая инициатива: оценка перспектив технологического лидерства России // Экономика науки. – 2015. – т.1. – №2. С. 84-93.
  4. Миндели Л. Э. Инвестиционная поддержка исследований и разработок / Л.Э. Миндели, Н.И. Пашинцева. – М. : ИПРАН РАН, 2018. – 96 с.
  5. РАН. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Концептуальные основы Национальной технологической инициативы. Проект. РАН (17 февраля 2015). — Приложение к постановлению президиума РАН от 17 февраля 2015 года № 28.
    URL:http://www.ras.ru/presidium/documents/directions.aspx?ID=69fa7c74-4033-4215-b908-911a87acf803 (дата обращения 21.11.2019).
  6. Удальцова Н.Л., Пиримова Л.С., Трубкина Я.Е. Современные проблемы национальной инновационной системы // Креативная экономика. – 2013. – № 6 (78) – С.40-44.
  7. Фролов А.С. Проблемы планирования научно-технологического развития на государственном уровне // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. С.79–91.