ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ГРАЖДАНИНА

В настоящее время лишь немногие знают свои права и обязанности, а ведь это является важным аспектом в различных жизненных ситуациях. Так, например, летом 2019 года в Москве проходили многотысячные протестные акции. В связи с этим происходили массовые задержания граждан. Были и те люди, которые просто проходили мимо и не захотели оставаться равнодушными, а в результате оказывались за решёткой. Чтобы такого не происходило, я решила досконально изучить данный вопрос и в понятной форме донести его людям.

Для начала нужно понять, что же такое административное задержание, административный арест и доставление, а также, чем они различаются. Административное задержание, согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, – это мера обеспечения производства по административному правонарушению, а административный арест, согласно ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ,  – это один из видов административного наказания. Доставлением же, согласно п. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, называется принудительное препровождение гражданина в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте происшествия [3].

Итак, если к вам обратился сотрудник полиции, то он обязан, согласно ч. 4 и 5 ст. 5 ФЗ «О полиции» [2]:

  1. Назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение, а также сообщить причину и цель обращения;
  2. В случае применения мер, ограничивающих ваши права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим ваши права и обязанности.

Сотрудник полиции вправе проверить ваш паспорт гражданина РФ или иные документы, согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» [2], если:

  • Вас подозревают в совершении преступления
  • Имеются сведения, что вы находитесь в розыске
  • Если имеется повод для возбуждения в отношении вас дела об административном правонарушении
  • Имеются основания для задержания

Важно отметить, что согласно Постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»,  паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.  Обратите внимание, что в данном постановлении используется формулировка «обязан иметь», а не «обязан иметь при себе». Отсюда вытекает, что гражданин РФ не обязан носить с собой паспорт РФ или любой другой документ, удостоверяющий личность.

Если же вас по каким-либо причинам остановили сотрудники полиции и попросили предъявить документы, а у вас их нет, то скорее всего вас пригласят пройти в отделение полиции, с целью установить вашу личность.

Данный процесс является довольно простым. У вас спрашивают ФИО, дату рождения, адрес регистрации (постоянный и временный). Если всё совпадает с базой данных, то ваша личность считается установленной.

В данной ситуации ни в коем случае не отказываетесь пройти в отделение полиции, так как отказ влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ [3]).

Доставление в отдел полиции сотрудники вправе производить тоже в строго определенных случаях (согласно п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» [2]):

  • В целях решения вопроса о задержании гражданина, если данный вопрос невозможно решить на месте
  • Если есть основания того, что гражданин находится в розыске;
  • Защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе или если нельзя избежать опасности другим способом
  • Если гражданин находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения
  • Если гражданин, совершивший правонарушение или антиобщественные действия является несовершеннолетним
  • Если гражданин является безнадзорным или беспризорным

Случаи задержания, как и доставления, строго определены ФЗ «О полиции». Согласно ч. 2 ст. 14 данного федерального закона сотрудник полиции имеет право вас задерживать, если:

  1. Вы подозреваетесь в совершении преступления или в отношении вас избрана мера пресечения в виде заключения под стражу
  2. Вы совершили побег из-под стражи, уклоняетесь от отбывания уголовного наказания, от получения предписания и прочее
  3. Если вы уклоняетесь от исполнения административного наказания
  4. Если вы находитесь в розыске
  5. Если в отношении вас ведется производство по делу об административном правонарушении
  6. Если вы уклоняетесь от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного характера, уклоняетесь от следования в специализированные лечебные учреждения, а также если вы совершили побег из данных учреждений
  7. Нарушили правила комендантского часа
  8. Незаконно проникли на охраняемые объекты
  9. Если вы прибегли к попыткам совершить самоубийство
  10. Если вы являетесь лицом иностранного государства и в отношении вас поступило требование о выдаче

При задержании, согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции так же обязан представиться, назвав свои должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения, а также уведомить, что у вас есть право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близким о факте задержания, право на отказ от дачи объяснения [2].

Если вы являетесь несовершеннолетним, то сотрудник полиции должен незамедлительно сообщить вашим родителям или иным законным представителям о факте задержания (ч. 8 ст. 14 ФЗ «О полиции» [2]).

Согласно ч. 14 и 15 ст. 14 ФЗ «О полиции» при задержании обязательно составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица [2]. Протокол в обязательном порядке подписывается сотрудником полиции, который его составлял, и задержанным лицом. Вы вправе не подписывать протокол, если не согласны с его содержанием. В таком случае в проколе о задержании ставится соответствующая пометка. Вы также вправе изложить все обстоятельства, которые считаете нужными. В том числе если вам угрожали, грубили, заставляли что-либо сделать, отнимали вашу одежду и прочее.

Согласно ч. 15 ст. 14 ФЗ «О полиции» копия протокола вручается задержанному лицу, а согласно ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе [2,3]. Здесь возникает некое противоречие, но важно понимать, что даже если вам не дали копию протокола, то нужно ее попросить. После освобождения от задержания, вы имеете право обжаловать в суде действия сотрудника полиции, но для этого вам нужна будет как раз таки та самая копия протокола. Так же важно отметить тот факт, что неправильное оформление протокола является основанием для прекращения производства по делу. Примером этого служит  Постановление Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 12-АД17-9. Данный вопрос так же был разработан в научной литературе [6].

Еще раз хочу подчеркнуть тот факт, что нужно внимательно читать протокол, который заполнил сотрудник полиции, фиксировать в нем все нарушения, которые вы успели заметить (например, что вам не была сообщена причина задержания или что сообщенная причина является незаконной), а также обязательно требовать копию протокола!

Последний вопрос, который я бы хотела рассмотреть в данной статье, - это срок административного задержания. Согласно ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, за которые срок административного задержания не должен превышать 48 часов, а именно:

  • Если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ; или повлекшее нарушение таможенных правил - в случае необходимости установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;
  • если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста или административного выдворения за пределы РФ

Согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания исчисляется с момента вашего доставления в помещение органов внутренних дел либо с момента вытрезвления, если вас задержали в состоянии опьянения, но общий срок не должен превышать 48 часов [3].

В заключение хочу сказать, что вне зависимости от того, согласны вы с действиями сотрудников полиции или нет, ведите себя спокойно, не грубите и не оскорбляйте сотрудников полиции, не оказывайте физического сопротивления и не угрожайте им, запишите ФИО сотрудника полиции, номер его удостоверения, должность и прочую служебную информацию. Если не согласны с содержанием протокола, то обязательно сделайте пометку об этом, а также не забудьте взять себе копию!  И помните, что каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, а также умело применять их на практике.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Статья 19 [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/a4d26fe6022253f9f9e396e9ca6f63c80946702f/.
  2. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  1. Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения. М.: Юрлитинформ, 2014.
  2. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.
  3. Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА : понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.
  4. Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.
  1. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административное правонарушение: - общественная вредность или общественная опасность: вопросы соотношения. (Сравнительное исследование) / Административное право и процесс. 2014. № 7.
  2. Конджакулян К.М. Зограбян Г.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения (сравнительно-правовое исследование)/К.М. М.: Юрлитинформ, 2014.
  1. Конджакулян К.М. Практические и теоретические предложения по усовершенствования институциональных и функциональных характеристик деятельности правительств Российской Федерации и Республики Армения // Евразийский юридический журнал. № 10 (77), 2014.
  1. Конджакулян К.М., Зоргабян Г.М. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере законодательства о выборах и референдумах: сравнительное исследование // Ценности и интересы современного общества, международная научно-практическая конференция. 2014.
  1. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Особенности административной ответственности за нарушение избирательных прав (сравнительно-правовое исследование) // Административное право и процесс. 2014. № 8.
  2. Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.
  3. Конджакулян К.М. Административная ответственность специальных субъектов за нарушения в сфере правил дорожного движения и вопросы малозначительности правонарушения // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. № 6 (63).
  4. Конджакулян К.М., Зограбян Г.М. Административная ответственность в Российской Федерации и Республике Армения: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.
  5. Конджакулян К.М. Особенности привлечения к административной ответственности специальных субъектов за нарушения в сфере правил дорожного движения: проблемные аспекты // Экономика. Право. Общество. 2016. № 1 (5).
  6. Конджакулян К.М. Организационные аспекты взаимоотношений органов исполнительной власти: сравнительно-правовое исследование на примере России и Армении // Юридические записки. 2013. № 1.
  7. Конджакулян К.М. Белова Е.С. Институт обращения граждан как элемент государственного управления // Закон и право. № 11. 2017.
  8. Конджакулян К.М. Иные обстоятельства как метод освобождения от административной ответственности: вопросы теории и практики // Вестник Московской академии следственного комитета Российской Федерации. № 3. 2017.
  9. Конджакулян К.М. Юридическое лицо и вина: вопросы соотношении практики и теории через призму ответственности // Российская юстиция. № 11. 2017.
  10. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Правительство Российской Федерации в системе законодательной деятельности (сравнительно-правовое исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 9.
  11. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Правовые основы функционирования Правительства в законотворческой деятельности // Российское государствоведение. 2016. № 3.
  12. Конджакулян К.М. Кадровые отношения Президента и должностных лиц органов исполнительной власти в Российской Федерации и Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1.