АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN SPHERE OF CUSTOMS

Административные правонарушения в области таможенного дела могут посягать на интересы государств, которые являются членами Таможенного союза ЕАЭС, в экономической сфере, иметь отношения к безопасности населения, экологического благополучия.

Нормативная основа административной ответственности в таможенном деле на таможенной территории Российской Федерации определяется Кодексом об административной ответственности, в котором указаны:

  1. состав административного проступка в таможенном деле;
  2. система административного наказания и принцип ее применения;
  3. перечень субъектов, у которых имеются полномочия для привлечения виновных лиц к понесению административной ответственности;
  4. процедура того, как привлекаются к понесению административной ответственности лица и какова ее процессуальная форма.

Особенности

  • законодательство о нарушениях таможенных правил состоит из КоАП РФ, отдельных норм Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
  • правонарушения в области таможенного дела в основном носят корыстный характер, в их субъективной стороне чаще всего отмечается вина в форме умысла.
  • нарушения таможенных правил носят экономический характер, посягают на экономические интересы, угрожают экономической безопасности России;
  • наличие специальных субъектов. Помимо физических лиц, должностных и юридических лиц, следует выделить группу субъектов, профессионально занимающихся деятельностью в области таможенного дела. А также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, таможенных перевозчиков, декларантов, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченного экономического оператора и др.
  • в качестве основного субъекта, привлекаемого к административной ответственности за нарушения таможенных правил, выступают физические лица. Имеются сложности привлечения юридических лиц к административной ответственности, так как нормы КоАП РФ (ст. 2.1) нечетко регламентируют данную процедуру; в соответствии с примечанием 1 ст. 16.1 КоАП РФ за нарушение таможенных правил лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица;
  • сложность и проблематичность привлечения к административной ответственности иностранных граждан - участников ВЭД, которые после возбуждения дела о нарушении таможенных правил в ряде случаев покидают территорию России и уклоняются от административной ответственности;
  • постановление по делу о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или законодательства РФ о таможенном деле может быть вынесено в течение двух лет со дня совершения (ст. 4.5 КоАП РФ);
  • дела о нарушениях таможенных правил, в соответствии со ст. ст. 23.1 и 23.8 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 2 ст. 16.1) и таможенные органы (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.24). Однако судьи обладают компетенцией и в рассмотрении других дел о нарушении таможенных правил, в основном составы которых предусматривают конфискацию товаров и транспортных средств, если таможенный орган, в который поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судьи;
  • в соответствии с ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ привлечение к административной ответственности, в том числе и за нарушение таможенных правил, должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), служебная деятельность которых зачастую связана с международными визитами, заграничными служебными командировками, устанавливается Конституцией РФ и федеральными законами, на них распространяется полный, значительный или частичный административно-деликтный иммунитет.

Список литературы

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31 декабря 2001 года.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www/consultant/ru/ LAW_215315/, свободный.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Режим доступа: СПС «Консультант Плюс», URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi, свободный.
  4. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президенства: вопросы соотношения. (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения)М., Юрлитинформ, 2013.
  5. Конджакулян К.М.  Исполнительная власть в Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление, 2012, № 1.
  6. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты  государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1. 
  7. Конджакулян К.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  и Защитник в Республике Армения  в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015. 
  8. Конджакулян К.М.  Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
  9. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в РФ и РА //  Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.
  10. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.
  11. Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА:  понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.