ДЕТЕРМИНАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

DETERMINATION OF INTELLECTUAL PROPERTY KEY VALUE FACTORS

Высокая стоимость объекта интеллектуальной стоимости – желаемый результат ее правообладателя. Для грамотного управления стоимостью необходимо идентифицировать параметры, которые оказывают на нее влияние. Управление этими факторами непосредственно оказывает влияние на итоговую стоимость объекта оценки, а также позволяет оптимизировать процесс коммерциализации ИС в целом. В данном параграфе мы сфокусируемся на детерминации ключевых факторах стоимости РИД и управления ими.

Определение категории «фактор стоимости» довольно широкое. Многие авторы сходятся во мнении, что данный термин включает в себя любой параметр, влияя на который руководство компании непосредственно влияет на стоимость оцениваемого объекта. Рассмотрим ряд определений, предлагаемых различными авторами и институтами: «Факторы стоимости – это параметры деятельности компании, определяющие ее стоимость» [1]. «Фактор стоимости – любой показатель деятельности компании, способный оказывать влияние на ее стоимость» [2]. «Факторы стоимости – показатели, управление которыми ведет к увеличению денежных потоков и снижению риска. Концепция факторов стоимости подразумевает наличие взаимосвязей между ресурсами и ценностью, которую они создают» [3].

Концептуально определение понятия «факторы стоимости» для целей управления стоимостью РИД не претерпевает изменений: мы определяем их как систему параметров, управление которыми оказывает прямое воздействие на стоимость РИД. Идентификация данных факторов может быть произведена на основании изучений формул оценки РИД, предусмотренных ФСО: в рамках методов упускаемых роялти, 25%, преимущества в прибыли. В табл. 1 мы не только структурировали данные факторы, но и попытались систематизировать регрессоры, которые оказывают на них влияние.

 

Таблица 1

Ключевые факторы стоимости ИС и их регрессоры

Фактор стоимости

Регрессоры

Инвестиции

Степень готовности РИД;

Специфика производственных мощностей;

Барьеры восприятия конечной продукции; определяющие стратегию продвижения

 

Прирост денежных потоков за счет коммерциализации РИД

Потенциальный объем продаж;

Степень проработанности медиаплана;

Конкурентоспособность продукции, выпускаемой на основе РИД;

Затраты на патентный мониторинг;

Обоснованное ценообразование;

Возможность экономии на себестоимости за счет внедрения процессных инноваций[1]

 

 

Ставка дисконтирования

Уровень инфляции;

Характер инновации: чем более радикальная инновация, тем большую компенсацию за риск будут требовать собственники;

Величина и условия привлечения заемного капитала:

-оказывают влияние на стоимость привлечения заемных средств;

-оказывают влияние на финансовый рычаг, связанный с доходностью собственников

Ставка роялти

Тип лицензионного договора;

Степень зависимости лицензиата от лицензиара;

Наличие конкурентных предложений приобретаемой технологии со стороны других компаний;

Степень готовности технологии;

Объем передаваемой технической документации;

Репутация лицензиара;

Политика защиты ИС

Отметим, что указанные в таблице регрессоры, как правило, не ограничиваются влиянием лишь на один обособленный фактор стоимости. Так, например, степень готовности РИД оказывает влияние и на необходимый объем инвестиций, и на величину ставки роялти при переуступке прав ИС третьим лицам. Характер инновационности РИД может оказывать влияние не только на отражаемые в ставке дисконтирования риски, но и на размер инвестиций (в части приобретения специального оборудования), а также интенсивность рыночного спроса.

Это означает, что компания должна обладать гибкостью в принятии решений об управлении факторами стоимости и рассматривать их комплексно.

 

Список литературы:

  1. Иванченко Д.Н. Факторы стоимости компании / Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, №6, 2010г.
  2. Спиридонова Е. А, Оценка стоимости бизнеса 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, 2019
  3. Corporate Finance Institute, url: https://corporatefinanceinstitute.com/resources/knowledge/valuation/valuation-drivers/, дата обращения: 03.12.2019

 

 

[1] Этот и предыдущий пункты релевантны для метода преимущества в прибыли