КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЕШЕХОДНЫМ ТУРИЗМОМ

CONTENT ANALYSIS OF THE WRITINGS OF TEENAGERS ENGAGED IN HIKING

Пешеходное направление как наиболее доступный вид туризма на протяжении последних лет активно развивается: все более популярным становится такое направление, как «Дистанция». Этот молодой вид спорта привлекает внимание благодаря своей зрелищности [5]. В то же время, для данного направления участие в многодневных походах не является приоритетной задачей.

В данной статье рассматривается отношение к походу школьников, занимающихся по двум разным направлениям: «Дистанция» и «Маршрут». В качестве практической базы была выбрана секция внеурочной деятельности «Спортивный туризм» МОУ СОШ №1 г.Малоярославец. В исследовании приняли участие подростки 12-14 лет. Выборка контрольной группы составляет 10 человек (6 юношей, 4 девушки), экспериментальной — 20 человек (13 юношей, 7 девушек).

В контрольной группе целью программы являлось развитие физических качеств подростков средствами спортивного туризма. Участники в сентябре 2017 года прошли зачетный поход III степени сложности протяженностью 75 км по Калужской области. По итогам школьники написали сочинение «Как я пошел в поход». На протяжении учебного года в тренировочный процесс не входили походы выходного дня с ночевками в полевых условиях. Большая часть занятий проходила в условиях спортивного зала по направлению «Дистанция-пешеходная».

В экспериментальной группе основной целью являлось воспитание учащихся средствами пешеходного туризма. Первый длительный тренировочный поход состоялся из г. Обнинск в г.Малоярославец. Участники преодолели около 25 км пешком, произвели фотосъемку, выполняли топографические и краеведческие задания.

Вторым сложным выходом стало участие в соревнованиях «Тропа мужества» на территории Калужской и Московской областей. Четверо юношей в возрасте 14 лет успешно преодолели 30 км лесистой местности за 16 часов. Еще шестеро участников, в том числе 5 девушек прошли 20 км намеченного маршрута, однако ввиду недостаточной подготовленности вынуждены были сняться с соревнований.

Следующим мероприятием стал краеведческий выход в деревню Панское, в усадьбу 1803 года постройки. Участники впервые опробовали приготовление пищи на газовой горелке, совершили 14-километровый пеший выход по достаточно глубокому снегу. После этого состоялась зимняя ночевка в аварийных укрытиях.

Таким образом, в течение года производилась подготовка по направлению «Маршрут».

Таблица 1 Сводная таблица походов выходного дня протяженностью более 12 км в течение года:

Дата

Маршрут

Протяженность, км

14.09.2018

г.Обнинск-
г. Малоярославец.

25

20.09.2018

Добрино-Елагино-Афанасовка-Каменское-Добрино

30

16.12.2018

Малоярославец-Панское-Терентьево-Малоярославец

14

10.06.2019-13.06.2019

Никола-Ленивец-Полотняный завод

34

Общая протяженность

 

103

 

По итогам летнего зачетного похода I степени сложности учащиеся написали сочинение на тему «Как мы пошли в поход» для проведения дальнейшего контент-анализа с целью выявить отношение участников к проводимому мероприятию.

В дальнейшем был произведен контент-анализ [2;3] сочинений на тему для каждой группы испытуемых. Из списка были выбраны наиболее часто встречающиеся слова, не относящиеся к туристской терминологии (палатка, бивак, костер, маршрут и т.д.)

Таблица 11         Контент-анализ сочинений в контрольной группе

1.      

сильный

2,8%

2.      

физический

1,7%

3.      

природа

1,5%

4.      

спорт

1,4%

5.      

интересный

1,3%

6.      

родной

1,2%

7.      

друзья

1,1%

8.      

развитие

1,1%

9.      

изучать

1,1%

10.  

внимание

1,0%

Школьники описывают, что поход для них представлял интересный опыт, проходился с целью достижения спортивного результата, однако в процессе подготовки и проведения получили эстетическое удовольствие от природы родного края, учились туристским навыкам.

Таблица 12         Контент-анализ сочинений в экспериментальной группе

1.      

путешествие

3,3%

2.      

труд

3,1%

3.      

помогать

2,8%

4.      

друзья

1,9%

5.      

доверить

1,7%

6.      

объединять

1,6%

7.      

испытать

1,4%

8.      

возможность

1,3%

9.      

надежный

1,1%

10.  

взаимодействовать

1,1%

Участники отмечают, что походы дают им возможность испытать себя, проявить свои лучшие качества и увидеть других участников как с положительной, так и с отрицательной стороны. Многие осознают, что проведение мероприятия — это совместный труд, и не всегда получается справиться с должностью с первого раза. Однако, именно распределение должностей помогает найти участникам свое место в команде, быть полезным и помогать друг другу.

«Для меня в походах за этот год стало очень важным:

  • возможность отвлечься от городского мира
  • очень важен миг помощи в непростой ситуации!
  • можно узнать кому действительно стоит доверять
  • познание новой информации
  • решение непредвиденных ситуаций, приходится использовать смекалку
  • незабываемые "реальные" моменты, посиделки у костра
  • общение», — написал один из участников в своем сочинении.

Контент-анализ показал, что наиболее часто повторяющиеся слова в контрольной и экспериментальной группах разные, они практически не пересекаются, кроме одного «друзья». В контрольной группе на первых местах стоят понятия, связанные с физическими качествами. В экспериментальной группе другая направленность: морально-коммуникативная.

Список литературы:

  1. Линчевский Э.Э. «Психологический климат в туристской группе», М: Физкультура и спорт, 1981, 111 с
  2. Литвинова В. Ю.Контент-анализ как средство организационно-методической диагностики образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения: дис.. кандидата пед. наук: 13.00.01. - Таганрог, 2006. - 162 с.
  3. МариновскаяО.Я.  Метод контент-анализа в педагогических исследованиях: анализ научной литературы. Известия балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. Калининград, Изд-во Обособленное структурное подразделение "Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" , №31, 2015, с.8-16
  4. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся, М.2001, 87с
  5. Подгорная А.С. Структура физической подготовки в спортивном туризме (Группа дисциплин «Дистанция-пешеходная») ж. Курорты. Сервис. Туризм №3-4, г.Краснодар, 2017, с.164-168
  6. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками, ТКО Искатель, М., 2001, 27с
  7. Таршиц Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии (построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программа исследования). М., ЛИБРОКОМ, 2014
  8. Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002, 362с
  9. Шигаев А.В. Экологическое воспитание студентов средствами спортивного туризма, походов и экскурсий. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ материалы Международной научно-практической интернет-конференции. 2014
    Издательство: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск, 2014, с.174-178
  10. Шипко А. Л., Грабовский Ю. А. Особенности нравственного воспитания в туристских походах. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения М., Изд-во: Международная общественная организация "Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова", №3, 2014, с.35-43