АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН РФ

Понятие «гражданства» представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности, и гарантия его свобод и составляет важнейшую часть Конституции РФ.

Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами. В данной статье рассматриваются институт гражданства и система административно-правового статуса граждан.

Определение административно-правового статуса гражданина неотделимо от уяснения понятия «гражданство». На сегодняшний день основополагающие вопросы гражданства установлены в статье 6 Конституции РФ:

 Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62 «О гражданстве Российской Федерации» ( ред. от 29.07.2017), и является единым и равным независимо от оснований приобретения; Самым важным условием приобретения российского гражданства является то, что заявитель должен постоянно (не менее 5 лет) проживать на территории РФ.

В соответствии положением Конституции РФ 1993 гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его, а также не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству [4, ст.6]. Таким образом, правовой механизм для лишения гражданства больше не существует.

Конституционные положения о гражданстве конкретизированы Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", который содержит принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, определяет основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

Статья 3 Закона о гражданстве определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Статьёй 4 данного Закона определены принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы гражданства.

 Гражданами РФ в соответствии со статьёй 5 Закона о гражданстве являются:

  1. Лица, которые имеют гражданство РФ на день вступление в силу закона о гражданстве [3, ст.45].
  2. Лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве.

В соответствии со статьей 33 пунктом 4 Федерального закона о гражданстве перечень необходимых документов для приобретения российского гражданства определяется Постановлением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325.

Приобретение гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве:

1) по рождению (jussanguinis (право крови));

2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

3) по браку (jusmatrimonii);

4) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

5) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.

Одним из признаков демократического государства является признание, соблюдение и защита прав и свободы человека и гражданина, и наличие у него обязанностей. [4, ст.2]. Граждане РФ на всей территории России обладают всеми правами и свободами, а также имеют равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ [4, пункт 2 ст.6]

Административно-правовой статус гражданина РФ определяется Конституцией РФ; Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 29 февраля 1997 года №1 –ФКЗ; ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года №3- ФКЗ; международно-правовыми договорами; «Всеобщей декларацией прав человека» 1948 года; Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от 14 ноября 2002 года; ФЗ «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года и др. В Федеральном законе « О гражданстве Российской Федерации» определены понятие и принципы гражданства Российской Федерации и его правила, которые регулирует вопросы гражданства в РФ.

 Административно-правовой статус гражданина складывается из четырех подсистем, которые между собой тесно взаимосвязаны. Первая подсистема – это административно-правовой статус личности, характеризуемый комплексом прав и гарантий, декларируемых Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию в нормах административного права, и реализуемых посредством участия гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права как, право на свободу и личную неприкосновенность, право на жизнь, равенство перед законом и судом, право на свободу слово и мысли, на достоинство и другие. Вместе с тем, нельзя забывать и комплекса обязанностей, можно привезти пример бережно отношение к природному богатству; уплату законно установленных налогов и сборов; сохранение природу и окружающей среды и др.

Вторая подсистема – это административно-правовой статус гражданина. Именно в данной подсистеме принципиальное значение имеет устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии гражданства. Самая главная особенность в том, что административно-правовой статус гражданина включает в себя права и обязанности, которыми не обладают лица без гражданства. С наличием гражданства, гражданин обязуется защищать Отечество [ ст.59 КРФ, обязанность граждан РФ защищать Отечество].

Третья подсистема административно-правового статуса – социальный статус. В статье 19 Конституции РФ закрепляется 3 фундаментальных положения, которые должны учитываться при оценке содержания социального статуса гражданина. В соответствии:

1) с частью 1 ст.19 все равны перед законом и судом;

2) с частью 2 ст.19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

3) с частью 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

И последняя четвертая подсистема, административно-правовой статус гражданина, так называемый особый статус, содержание которого определяется правами и обязанностями, приобретаемыми гражданином для удовлетворения индивидуальных потребностей. Примером такого особого статуса может быть автовладелец, охотник, фотограф, официант.

 Структура административно-правового статуса:

а) административная правоспособность – это возможность иметь определенные права и обязанности по общему правилу, для граждан Российской Федерации наступает правоспособность с рождения и прекращается со смертью.

б) административная дееспособность – Согласно со ст.60 Конституции Российской Федерации дееспособность наступает с 18 лет и дает собственно своими действиями приобретать, изменять и осуществлять свои права и обязанности.

в) совокупность прав и обязанностей;

г) ответственность;

д) гарантия реализации прав и обязанностей.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года)
  2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федераций», от 31.05.2002 г.
  3. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
  4. Конджакулян К.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Защитник в Республике Армения в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015.
  5. Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
  6. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в РФ и РА // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.
  7. Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА : понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.