Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административной ответственности. Соотношения административного выдворения и депортации.

Иностранный гражданин – это физическое лицо, которое не имеет Российского гражданства, а также имеет гражданство другой страны.

Лицо без гражданства – физическое лицо, не имеющее никакого гражданства.

Законодательством закреплено два вида проживания: временное проживание и постоянное проживание. Для временного проживания на территории Российской Федерации, иностранному гражданину необходимо получить визу или же, в случае безвизового режима - миграционную карту. Для того, чтобы проживать на территории России на постоянной основе, он должен иметь вид на жительство.

Причины нахождения иностранного гражданина варьируются, это может быть как обучение, так и работа. Сроки нахождения иностранного гражданина зависят от этих причин. Так же, в зависимости от причин, сроки проживания могут быть изменены.

Государство ведет контроль и надзор над иностранными гражданами по средством миграционного учета.  Органы миграционного учета действуют в целях осуществления защиты всех прав и обязанностей как граждан России, так и иностранных граждан. Так же, они ведут полный учет информации и создают оптимальные возможности для иностранных граждан по реализации своих возможностей.

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории России имеют права и несут обязанности наравне с ее гражданами. Однако есть исключения, закрепленные в федеральном законодательстве. Самым явным примером являются избирательные права, которые доступны только гражданам РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на осуществление трудовой и предпринимательской деятельности. Они могут свободно выбирать профессию, а также распоряжаться своим имуществом.

При осуществлении миграционного учета, иностранные граждане обязаны предоставлять корректную информацию. Так же, они подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Во время пребывания на территории России должны соблюдать нормы ее законодательства.

При несоблюдении или недолжном соблюдении законодательства, иностранные граждане привлекаются к ответственности на общих основаниях, как и граждане РФ. Если иностранные гражданин или лицо без гражданства совершает административное правонарушение, в том числе и режим пребывания на территории России, в отношении него применяются различные санкции административного характера, закрепленные в Кодексе об административных правонарушениях. Это может быть штраф, конфискация предметов совершения правонарушения, административный арест, а также административное выдворение.

Административное выдворение за пределы территории государства – это контролируемое государством перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства за территорию РФ. Оно может проходить так же и самостоятельно гражданином, однако контролируется государством и является принудительной мерой. Расходы, связанные с таким выдворением, оплачивает выдворенное лицо, однако есть исключения. В случаях, когда выдворяемый приглашен на работу с нарушением законодательства, то расходы оплачивает лицо, пригласившее его на работу или консульского учреждения иностранного государства. В случаях, если установить приглашение невозможно, расходы покрывает правительство РФ.  Решение об административном выдворении выносят суды, а так же уполномоченные должностные лица, такие как, Федеральная пограничная служба.

По законодательству, причиной административного выдворения может служить:

  • Осуществление трудовой деятельности без разрешения
  • Нарушения правил пересечения государственной границы
  • Нарушение правил въезда на территорию РФ или же правил проживания, на ее территории
  • Совершение иных правонарушений, закрепленных в законодательстве.

Следует учитывать, что в случае административного выдворения, на лицо, которое было выдворено может налагаться запрет на въезд в страну, он может составлять трех, пяти, или десяти лет. После истечения срока запрета, иностранный гражданин или лицо без гражданство теряет право на получение гражданство РФ, так же он не может получить вид на жительство.

Так же, следует различать понятия «административное выдворение» и «депортация». Депортация, это так же, контролируемое перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы территории РФ. Это так же принудительная мера, однако, основания для депортации – это не только правонарушения. В некоторых ситуациях, основанием для депортации может служить угроза для окружающих. До осуществления депортации, иностранный гражданин содержится в специализированных учреждениях, это может быть как суд, так и больница. Решение о помещении депортируемого лица может осуществляться только по решению суда, если иное не предусмотрено законом.

В случаях, когда срок проживания иностранного лица сокращен, он должен выехать за пределы территории РФ в течении трех дней. Если аннулированы его вид на жительство или разрешение на временное проживание, данное лицо обязано выехать за пределы РФ в течении пятнадцати дней. В случаях, если иностранное лицо нарушает данные нормы, он подлежит депортации. Так же, депортации подлежит лицо, которое нарушает визовый режим или же находится на территории РФ без действующей визы или разрешения на проживание. В таких случаях, нарушителю дается срок, за который он может самостоятельно выехать за пределы страны. В случаях, когда данное лицо не соблюла эти сроки, а так же иных случаях, предусмотренных законом, депортация иностранных лиц и лиц без гражданства проводится под непосредственным надзором федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Административное выдворение и депортацию можно обжаловать. Основаниями отмены такого решения, могут послужить две причины:

  • Неправомерное привлечение к ответственности, а значит и неправомерном выдворении
  • Особые жизненные обстоятельства, при наличии которых, выдворение и депортация могут быть отменены.

Если первая причина ясна, то вторую стоит разобрать. Особые жизненные обстоятельства, в данном случае – веская причина для нахождения иностранного лица на территории РФ. Таким обстоятельством может быть брак с гражданином или гражданкой РФ, наличие детей или других близких родственников на территории РФ, очная учеба в РФ, а так же медицинское лечение в России. В случаях, если у иностранного лица имеется одно или два основания из этого списка, он может подать апелляционную жалобу в тот же суд, который вынес постановление о выдворении или депортации.

 

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ (с изм. от 21.07.2014 г.)
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018)
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
  4. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

 

Список литературы:

  1. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президенства: вопросы соотношения. (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения)М., Юрлитинформ, 2013.
  2. Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения. М.: Юрлитинформ, 2014.
  3. Конджакулян К.М.  Исполнительная власть в Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление, 2012, № 1.
  4. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты  государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1. 
  5. Конджакулян К.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  и Защитник в Республике Армения  в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015. 
  6. Конджакулян К.М.  Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
  7. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в РФ и РА //  Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.