СОСТОЯНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОГО БЛОКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

THE STATE OF MOTIVATIONAL-NEED BLOCK OF COGNITIVE ACTIVITY IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH SPEECH DISORDERS

Познавательная активность является одним из видов активности личности. Развитие этой деятельности влияет на формирование отношения к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и умений, уже ранее приобретённых человечеством. Это то, без чего действие не будет успешным. Без определенного уровня развития познавательной активности ребенок старшего дошкольного возраста не сможет освоить многие предметы, что в будущем отрицательно скажется на его успеваемости в школе.

Определенное недоразвитие познавательной активности у ребенка с нарушением речи приводит к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключаться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к отвлекаемости, способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Е.А. Волошена и О.Н. Истратова [1] считают, что в процесс познавательной активности старших дошкольников входят следующие блоки: мотивационно-потребностный, регуляторный, деятельностный, регуляторный, рефлексивно-оценочный.

Цель исследования – выявление особенностей мотивационно-потребностного блока познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Объект исследования – особенности мотивационно-потребностного блока познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предмет исследования – содержание коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. 

Е.А. Волошена и О.Н. Истратова [1] в структуре мотивационно-потребностного блока познавательной активности старших дошкольников представили следующие компоненты: наличие познавательного мотива, познавательный интерес, познавательная потребность (таблица 1).

Таблица 1

Уровень познавательной активности

Компонент

Методика

Мотивационно- потребностный

Доминирование познавательного мотива

«Сказка» (Н.И. Гуткина)

Познавательный интерес

«Волшебный цветок»
(Е.Э. Кригер)

Познавательная потребность

«Познавательная потребность дошкольника» (В.С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э.А. Барановой)

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях (М.И. Неустроева) [2]. Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Познавательная потребность — ощущаемая человеком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения поставленной цели при выполнении теоретического или практического задания. В.С. Юркевич выделяет три этапа в развитии познавательной потребности [3]. Этап потребности в новых впечатлениях, присущий младенческому возрасту и раннему детству, характеризующийся стремлением индивида к новым стимулам, поступающим из вне. Этап потребности в новых знаниях, присущий всему школьному возрасту, характеризуемый любознательностью, как личностным отбором информации, которая поступает, и, которую сам школьник способен получить. Любознательность характеризуется как познавательная деятельность, не связанная с внешним подкреплением (поощрением, либо прямым побуждением взрослого), а как деятельность сама себя подкрепляющая.

Даннные обследования мотива познавательной деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение детей по игровому и познавательному мотиву

http://meridian-journal.ru/uploads/1640-1.PNG

Из таблицы 2 видно, что у большей части детей с нарушениями речи преобладает игровой мотив в деятельности, а у всех детей с нормальным развитием речи преобладает познавательный мотив в деятельности.

Даннные обследования уровня познавательного интереса представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение детей по уровням познавательного интереса

Из таблицы 3 мы можем увидеть, что большая часть детей с нарушениями речи имеет низкий уровень познавательного интереса, а у большей части детей с нормальным развитием речи – высокий уровень.

Даннные обследования уровня познавательной потребности представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение детей по уровням познавательной потребности

Из таблицы 4 видно, что у половины детей с нарушениями речи средний уровень познавтаельной потребности, а у детей с нормальным развитием речи – высокий уровень.

Данные анализа состояния мотивационно-потребностного блока детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи обобщены и представлены в гистограмме на рис. 1.

Рис. 1. Распределение детей по уровням выполнения заданий в мотивационно-потребностном блоке

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в познавательной активности больше всего страдает развитие познавательного интереса и познавательного мотива.

Литература:

  1. Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста/ Е.А. Волошена, О.Н. Истратова //Приволжский научный вестник. –– 2014. – № 9 (37). – С. 56-59
  2. Неустроева М.И. Исследование уровня познавательного интереса к учению у младших школьников [Электронный ресурс] // International scientific review. 2016. – №1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-poznavatelnogo-interesa-k-ucheniyu-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.03.2019)
  3. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника/ В.С. Юркевич// Вопросы психологии. – 1980. – №2. С. 83—92