НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

SOME ASPECTS OF IMPROVING THE INSTITUTION OF THE OMBUDSMAN FOR THE RIGHTS OF THE CHILD IN THE SUBJECT Russian Federation

В Российской Федерации проблемы детства имеют приоритетное значение в государственной политике. После ратификации Конвенции о правах ребенка [1], страна приняла на себя ряд обязательств. Они касаются обеспечения достойных условий для жизни и развития детей. Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено формирование специализированной системы защиты интересов несовершеннолетних. Данная система включает дальнейшее совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции, сотрудников ОДН, омбудсмена и прочих институтов и является одной из ключевых задач в программе демографической политики государства. [6].

Заняв свое место в системе государственных органов, Уполномоченные по правам ребенка в Российской Федерации стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты прав и законных интересов детей.

Этот институт создан и успешно развивается в субъектах Российской Федерации, заслужил высокое доверие и положительную оценку со стороны населения, особенно родителей и детей. Заняв свою нишу в сложившейся системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, он не подменяет деятельность других субъектов, а действует в тесном контакте с ними.

С 28 декабря 2018 года начал действовать единый нормативный акт, который систематизирует все нормы, регламентирующие деятельность уполномоченных по правам ребенка, а именно - новый Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" [5]. Однако, несмотря на то, что институт уполномоченного по правам ребенка в РФ функционирует уже 10 лет, система правового регулирования его деятельности еще окончательно не оформилась. Об этом свидетельствует закрепление отдельных положений правового статуса данного института в ряде федеральных законов: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2]; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3]; «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [4] и др.

В Республике Марий Эл Уполномоченным по правам ребенка совместно с органами государственной власти республики принимаются меры по становлению и продвижению этого института, обеспечению его надлежащего организационно-правового оформления, кадрового, материально-технического, информационно-аналитического и финансового сопровождения, способствующих повышению эффективности его работы в сфере защиты прав ребенка.

Следует согласиться с К.В. Поклонцевым в том, что одними из наиболее острых вопросов, с которыми сегодня приходится сталкиваться уполномоченным, являются внутрисемейные отношения [10]. В том числе, связанные с запретами на общение с ребенком одного из родителей после развода, запреты на общение с ребенком бабушек и дедушек, сложные детско-родительские отношения.

При разводе между супругами часто возникают споры, которые могут затронуть права несовершеннолетних. Судебный орган, рассматривающий гражданское дело о расторжении брака, не всегда может разрешить спор исходя из приоритета защиты прав ребенка. Таким образом, институт Уполномоченных, в таких случаях должен стать гарантом приоритета защиты прав несовершеннолетних, путем осуществления деятельности по досудебному урегулированию споров между родителями, путем предоставления консультаций для родителей по разрешению спора, составления юридического заключения по указанным вопросам.

По нашему мнению, сегодня уполномоченным по правам ребенка нужно в большей степени становиться социальными посредниками для семей. Уполномоченные должны стать тем звеном, которое позволит эффективно разрешать проблемы семейных отношений, не доводя их до судебных и других органов.

Также, следует конкретизировать и усилить статус Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Марий Эл, который определен в специальном законе [7].  В аппарат Уполномоченных в регионах должны войти квалифицированные юристы, специалисты, имеющие опыт в работе с несовершеннолетними, потому что в настоящее время возможности Уполномоченного в данном плане ограничены.

Представляется, что органам государственной власти необходимо способствовать укреплению государственно-правового статуса института Уполномоченного по правам ребенка как важнейшего связующего звена между государством и гражданским обществом, между несовершеннолетними гражданами страны, их семьями и государственными структурами.

Нельзя не отметить, что Уполномоченных по правам ребенка в Республике Марий Эл нуждается в кадровой, финансовой, материально-технической и информационной поддержке со стороны органов власти. Уполномоченный в Республике Марий Эл выполняет функции по защите прав ребенка, работая в единственном числе, не имея штата, помощников.

Представляется, что для повышения эффективности деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Марий Эл целесообразно бы использовать опыт, накопленный в Костромской области, где для совершенствования мер по поддержке детей с особенностями развития, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, действует Совет по правам ребенка. Вопросы, касающихся интересов подростков, рассматривает созданный при уполномоченном по правам ребенка в Костромской области Детский общественный Совет. В 2018 году для вовлечения родительской общественности в решение вопросов, касающихся защиты детей, в том числе, обеспечения их безопасности, организации профилактической работы с семьями в регионе создан Совет отцов. Организация объединяет активных отцов, успешно совмещающих работу, воспитание детей и участие в общественной жизни. Следует и дальше развивать институт Уполномоченного по правам ребенка на уровне муниципальных образований, дошкольных, средних, профессиональных образовательных учреждений, детских домов, интернатов, учреждений системы МВД и ФСИН для несовершеннолетних [9].

Уполномоченный, что очень важно, должен организовать процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, в Республике Марий Эл возможно использование опыта Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области, которая обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

По нашему мнению, особое внимание в Республике Марий Эл Уполномоченный должен уделять следующим направлениям деятельности:

- оценке эффективности деятельности попечительских советов в домах ребёнка, детских домах и коррекционных образовательных учреждениях и продвижению наиболее эффективных форм их деятельности;

- осуществлению контроля за ходом и результативностью разработки и реализации в регионах программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов;

- соблюдению прав детей при введении в Республике Марий Эл «материнского капитала», финансируемого за счёт средств бюджета республики;

- соблюдению установленного порядка единовременного предоставления на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи семьям при рождении третьего (или последующего) ребёнка и оказания других мер поддержки семей с несовершеннолетними детьми, предоставляемых в соответствии с законодательством Республики Марий Эл;

- осуществлению контроля за ходом и результативностью разработки и реализации в Республики Марий Эл программ реконструкции существующих и строительства новых детских садов, развитием вариативных форм дошкольного образования, созданием для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах;

- оказанию поддержки положительно зарекомендовавших себя в Республике Марий Эл служб по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними и обеспечению распространения положительного опыта работы с такими несовершеннолетними во всех субъектах Российской Федерации.

При реализации перечисленных и иных направлений деятельности Уполномоченные по правам ребенка в Республике Марий Эли в других субъектах РФ должны следовать общепризнанным международным правовым принципам и нормам в сфере защиты прав ребенка с учетом стратегических целей и задач государственной политики Российской Федерации в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства, российских исторических и культурных традиций, с учетом специфических потребностей защиты прав детей, проживающих в разных регионах страны  [8]. Это позволит обеспечить иную мотивацию органов территориального управления к деятельности в интересах семьи и детей и будет способствовать лучшему пониманию значимости решения данных проблем, включая реализацию принципов Конвенции о правах ребенка, через конструктивное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, и, прежде всего с Уполномоченным по правам ребенка.

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). - Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993
  2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 1998. № 31. Ст. 3802.
  3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. От 26.07.2019) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
  4. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4213.
  5. Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8427.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 35. - Ст. 4811
  7. Закон Республики Марий Эл от 10.06.2019 N 10-З "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Марий Эл" // СПС КонсультантПлюс. 2019.
  8. Лехтер, П.Л. Проблемы совершенствования законодательства о компетенции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации / П.Л. Лехтер // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 2. - С. 59 - 70.
  9. Лукьянова Н.Н. Проблемы правового регулирования и организации деятельности института уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации / Н.Н. Лукьянова // Марийский юридический вестник. – 2016. – № 16. – С. 97-99.
  10. Поклонцев К.В. Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации / К.В. Поклонцев // Молодой ученый. 2018. №49. С. 153-155. URL https://moluch.ru/archive/235/54591/ (дата обращения: 17.09.2019).