ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ МКШ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ДЕСАНТОВ

INCREASING THE QUALIFICATION OF THE ICS TEACHER THROUGH THE CONDUCT OF METHODOLOGICAL ASSEMBLIES

Основной задачей системы образования Республики Казахстан является обеспечение равного доступа к образованию, соответствующему современным требованиям и перспективам развития казахстанского общества [1]. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы уделяет особое внимание проблеме сельских школ [2]. Функционирование системы малокомплектных школ стратегически значимо не только в системе образования Казахстана, но и является важным фактором развития сельских регионов.

Несмотря на наличие локального позитивного опыта и успешные результаты деятельности отдельных школ, результаты промежуточного государственного контроля и единого национального тестирования, анализ дальнейшего жизненного самоопределения выпускников свидетельствуют о слабой общеобразовательной подготовке учащихся малокомплектных школ [3].

В то время как по данным статистики Центра развития малокомплектных школ  по состоянию на 2018-2019 учебный год  в Республике Казахстан насчитывается 2886 МКШ, что составляет 39,4% всех школ страны (в 2017 г. их было 2958 или 39,6%),  в том числе начальных школ – 584, средних школ – 1491 школ.

В 2018 году в МКШ училось 198 603 обучающихся, что составляет 6,3% от числа всех обучающихся РК (в 2017 г. – 205 950 или 7%). Всего в МКШ 30250 класс-комплектов, из них несовмещенных классов – 23732, совмещенных – 6518 [4].

Такие статистические данные говорят о необходимости пристального внимания к проблемам учителей МКШ. На учителя возлагается нелегкая задача правильной организации обучения с умелым сочетанием самостоятельной деятельности и работы с учителем, обеспечения полной занятости обучающихся, учета их разновозрастности, рационального составления планов уроков, тщательной подготовки к ним.

Совмещенность классов осложняет организацию учебной работы, эффективность применения традиционных приемов и методов работы в таких условиях снижается. Современное состояние образовательного процесса в казахстанских селах таково, что, кроме разновозрастного совмещения с двойной, тройной подготовкой к урокам, педагогу МКШ часто приходится преподавать по нескольким предметам при наличии педагогической подготовки только по одной специальности. В сложных, своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной малочисленной школы существенно возрастает роль инновационных подходов, способствующих внутрипредметному и межпредметному интегрированию с учетом разновозрастности, активности, дифференцированности обучения и т.д.

Поиск новых подходов к реализации образования в МКШ на современном этапе также обусловлен современными глобальными тенденциями развития общества. Образовательная система Республики Казахстан, включая сельские школы, претерпевает в настоящее время процесс обновления. Внедрена новая программа обучения. Это в свою очередь требует повышение квалификации педагогических работников. В Казахстане повышением квалификации педагогов занимает АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», а также ряд частных организаций.

  От общего количества педагогов прошедших курсы повышения квалификации по обновленному содержанию среднего образования 68% -это педагоги МКШ. Кроме того, с каждым годом растет охват курсами ПК учителей сельских школ,  например в 2018 году-1198 педагогов, а в 2019 году -1324 педагогов прошли курсы  ПК. Рост количества зависит от расширения и разнообразия  тем и содержания предоставляемых образовательных программ. Учитывая приоритетные направления образования в РК в последнее время повышается спрос на курсы ПК по инклюзивному образованию, blended learning, а также курсы в формате дистанционного обучения. Такие курсы повышения квалификации учителей согласно законодательству РК проводятся не реже чем 1 раз в 5 лет. В качестве посткурсового сопровождения учителя на протияжении последующих 5 лет

АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» обеспечивает постоянное методическое сопровождение в форме семинаров, вебианров, кргулых столов, а также  методических тематических десантов.

Методический тематический десант - это комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность учебного процесса, повышение педагогического мастерства учителя, совершенствование учебной и воспитательной работы с учащимися, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в межкурсовой период. Особое внимание при проведении методического десанта уделяется профессиональной поддержке молодым педагогам, где опытными методистами и тренерами проводится системная и «точечная» помощь на рабочем месте по имеющимся затруднениям в обучении и преподавании, в разработке учебных материалов, организуется наставничество (ментор).

Как отмечают О.И.Шемрук, В.Ф. Меркулова основная идея проведения «Методического десанта» заключается в том, что не педагоги идут к методисту за помощью, а методисты разных предметных направлений приходят в школу и в рамках проведения семинара-практикума работают с целым коллективом организации образования. Затем, под руководством методистов, педагоги имеют возможность разработать и провести уроки в деятельностной парадигме [5].

В рамках методических десантов, проводимых педагогами ФАО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»  проходят индивидуальные и групповые консультации, учебно-методические мероприятия по различной тематике с включением практических упражнений, заданий по отработке аналитических умений педагогов, целеполаганию, по оценке результатов реализации программы.

Так, например,  21 октября 2019 г. был организован и проведен методический десант для педагогов района им. Г. Мусрепова на базе Новоишимской казахской средней школы.

Для учителей начального и среднего звена предложена консультационно-разъяснительная работа по следующим вопросам: формирование коммуникативных навыков, приобщение учащихся к критическому мышлению, обобщение педагогического опыта.

Организованная «Парковка вопросов» помогла определить фокус вопросов, которые волновали учителей в педагогической деятельности.

На площадке диалогового разговора 78 педагогов района обсудили проблемы по планированию уроков с учетом внутрипредметной и межпредметной интеграции.

Такие десанты проводятся филиалом ежеквартально. Важно отметить, что для проведения методических десантов мы привлекаем членов клуба «Лидер в образовании». В состав клуба входят руководители эффективных организаций образования, представители педагогической общественности региона, а также педагоги из числа депутатов, руководители органов управления системой образования.

Члены клуба «Лидер в образовании» посещают уроки, учителей, участвуют в семинара и вебинарах. Результаты данной  работы заслушиваются на Ученом Совете филиала с последующим обсуждением ресурсов  профессиональной самореализации. Такая работа представляет особенную ценность для нашего филиала, т.к. осуществляется оперативная обратная связь с руководителями отделов образования, учебных заведений, которые находятся в эпицентре процессов обновления содержания образования [6].

 Для системной, практикоориентированной работы ведется сотрудничество со специалистами Центра развития малокомплектных школ Национальной Академией им.Ы.Алтынсарина (г.Астана). Так, например, в  конце  2019 году проведен методический десант по теме «Интегративный подход в организации учебно-воспитательного процесса малокомплектной школы в условиях обновления содержания образования». В рамках данного десанта учителям представлена современная система организации образовательного процесса в МКШ в условиях обновления содержания образования. На основе методических рекомендаций, данных представителями Центра, учителя СКО определили, как проектировать процесс обучения в МКШ в условиях компетентностной парадигмы образования. На практических занятиях учителя обозначили пути решения проблем реализации целей долгосрочного планирования, выявили специфику составления среднесрочного и краткосрочного планирования обучения в совмещенных класс-комплектах малокомплектных школ. Также были рассмотрены конструктивные формы формативного оценивания и предоставлении обратной связи ученикам и родителям.

Таким образом, методический десант – это эффективный инструмент, позволяющий определить проблемы учителей сельской местности в реализации обновленного содержания образования, а также  оказать грамотную и своевременную методическую помощь педагогам МКШ.

 

Список литературы:

  1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Конструктивный общественный диалог-основа стабильности и процветания Казахстана» http://www.akorda.kz
  2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. http://shahtinsk.gov.kz/ru/prog_4
  3. Шағын жинақты мектептің біріктірілген сыныптарында біртақырыптық оқыту принциптері. Әдістемелік құрал. – Астана: Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы, 2013. –5-7 б.
  4. Статистика по МКШ Казахстана // Национальной академии образования имениИ.Алтынсарина. https://nao.kz/
  5. Шемрук О.И. Меркулова В.Ф. «Методический десант» как современная форма методического сопровождения педагогов в период введения ФГОС // Методист. - №10. – 2015. – С. 11-21.
  6. Мурзалинова А.Ж., Альмагамбетова Л.С. Качество профессиональной детальности педагога: мониторинг в условиях обновления содержания образования // Білім-Образование (Национальная академия наук им.Ы.Алтынсарина). - №4. -   – С. 63-69