СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МСУ

Основными трендами развития государства и местного самоуправления в Российской Федерации в течение последних лет стала аккумуляция ресурсов и снижение издержек на управление для социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. С этой целью инициируются процессы преобразования МСУ. Одним из условий их проведения является согласие населения. Граждане РФ согласно Конституции РФ имеют право на самостоятельное решение вопросов местного значения непосредственно или через соответствующие органы исходя из исторических и иных традиций [1, С. 46-56]. Свое отношение граждане выражают на публичных слушаниях, которые являются одним из институтов демократии участия и обсуждения, обеспечивающим активное взаимодействие власти и общества. Было установлено, что в разное время институт публичных слушаний был известен практически всем народам.

В РФ публичные слушания приобрели правовую форму только в 2003 году. Сегодня правовое регулирование публичных слушаний осуществляется целым рядом нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней [2, С. 64-71].

Пермский край, выбранный для исследования, является одним из флагманов по преобразованию двухуровневой системы МСУ в одноуровневую. В связи с чем, в 2018 году численность муниципальных районов сократилась с 40 до 32 единиц, городских поселений — с 29 до 21 единицы, сельских поселений — с 260 до 213 единиц, а численность городских округов выросла с 8 до 14 единиц. Общее число муниципалитетов сократилось с 337 до 280 единиц. Переход к одноуровневой системы позволяет консолидировать финансовые и кадровые ресурсы, создавать единый компетентный орган власти, сокращать расходы на аппарат управления, а также повышать ответственности глав и депутатов эффективность использования бюджетных средств.

При этом экспертами отмечается, что детальный, глубокий анализ последствий объединительных процессов на территории региона не проводится [3].

В ходе исследования автором было выявлено, что значительная часть населения не интересуется проведением публичных слушаний. Данная группа граждан считает, что публичные слушания носят формальный характер, и без них все уже решено, их участие ничего не может изменить. Это связано с мнением, что объединительные процессы в регионе исходят не от населения, а фактически продвигаются властями региона. При этом значительная группа граждан отмечает о низком уровне информированности относительно проведения публичных слушаний.

По мнению автора, существует необходимость повысить степень информированности населения о проведении слушаний, чтобы у каждого была возможность и условия воспользоваться своим правом на участие в управлении. В связи с этим автором предложены дополнительные каналы распространения информации в виде смс-информирования, размещения информации в социальных сетях, а также привлечение к распространению сведений ТОСов.

С целью повышения прозрачности публичных слушаний и значимости мнения населения предложено внести поправки в Федеральный закон № 131-ФЗ [4]:

- если численность участников, принявших участие в публичных слушаниях, составит менее 100 человек или менее 20 % в малонаселенных поселениях (численность жителей менее 200 чел.), то признать публичные слушания несостоявшимися и назначить другую дату их проведения, но не ранее, чем через 2 недели;

- в случае повторного признания слушаний несостоявшимися, принятие решения о преобразовании может быть принято только посредством проведения референдума.

Таким образом, автор считает, что внедрение на практике предлагаемых мероприятий позволит повысит значимость института публичных слушаний, степень доверия населения к органам власти, что будет способствовать повышению его гражданской активности.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Васильев В. И. О некоторых понятиях муниципального права // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 46–56.
  2. Ефимов О. И. Публичные слушания и гражданское общество: механизмы участия и управленческие эффекты //Управление мегаполисом. 2011. № 6. С. 64-71.
  3. Даль Р. О демократии. М.: Аспект Пресс, 2000.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изм. от 02.08.2019 ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»