Система логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Цель формирующего эксперимента – развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.

Мнемотехника нами использовалась как система различных приемов, облегчающих детям запоминание словесного материала и увеличивающих объем слов в памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Поэтому развитие связной речи старших дошкольников предусматривало использование мнемотехники. Занятия по данной методике проводились два раза в неделю в течение трёх месяцев.

Для преодоления каждого речевого расстройства применялись следующие методы:

- игровые методы и упражнения;

- прием мнемотехники.

То есть были выбраны методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления речевых нарушений. Но вместе с тем, все применяемые методы были построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи, в том числе и общего не­доразвития речи.

Каждое логопедическое занятие включало в себя несколько этапов.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки (составление рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки ((составление рассказа)) могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребен­ком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».

Опорным в таблице явились изображения главных героев сказки, через которые шло осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически изображались персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, причем изображения были такие, чтобы нарисованное было понятно детям. Детям с ОНР трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому на первых занятиях мы работали через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно было на первых порах обучения ребенка. Работа с мнемодорожкой учитывала использование приемы наложения и приложения, исключая метод частичной или полной графической зарисовки.

В процессе развития связной речи применялись следующие приёмы мнемотехники.

  1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Например, называете семь фраз.

  1. Мальчику холодно.
  2. Девочка плачет.
  3. Папа сердится.
  4. Бабушка отдыхает.
  5. Мама читает.
  6. Дети гуляют.
  7. Пора спать.

К каждой фразе ребенок делал рисунок. Если он спрашивает: «А что рисовать?», надо объяснить, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, надо предложить ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить. Если возникают трудности, помочь подсказкой.

На следующий день снова надо попросить ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Нужно отметить, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз - это очень хороший результат.

  1. Нужно прочитать ребенку небольшой рассказ, затем попросить его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?». Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ, убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
  2. Известны различные приемы, облегчающие запоминание. Например, цвета светового спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - легко запоминаются с помощью фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» (первые буквы слов напоминают названия цветов спектра). Этот прием помогает также и развитию фонематического анализа детей с ОНР.

При запоминании, например, номера телефона можно придумать близкие ребенку аналогии к каждой цифре.

  1. Из 10 слов ребенок может запомнить 5-6. Применение так называемой смысловой системы помогает улучшить результаты.

Пример: «Называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь».

Детям дается инструкция: «Теперь попытайтесь придумать из этих слов рассказ, тогда слова запоминаются легче: например, «Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон - он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня».

Экспериментальная работа по использованию мнемотехники в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР проводилась в следующем порядке:

  • составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • составление рассказа по одной сюжетной картинке;
  • составление рассказа-описания;
  • творческий пересказ.

Обучение каждому из этих видов рассказа посредством мнемотехники велось по описанной выше схеме, но с учётом специфики каждого вида рассказа. Так рассказы по картинкам составлялись детьми с помощью мнемодорожки.

На этапе обучения рассказу-описанию уже применялись мнемотаблицы. Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной описательной речи по мнемотаблице, на наш взгляд, способствовало закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Выполнение детьми рисунков при обучении этому виду рассказа проводилось под руководством воспитателя.

Творческий пересказ учитывает воспроизведение большого количества названий предметов и явлений по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения, явления природы), поэтому здесь также детям с ОНР мнемотаблица служила опорой для связанного рассказывания. Так, обучение творческому пересказу нами проводилось на отдельных занятиях по темам: «Белочка ждет гостей», «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья» и др. Начало такого рассказа стимулировалось правильно подобранным опросом к таблице (приложение 4).

Для выявления динамики развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР нами был проведён контрольный эксперимент по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты изучения общего уровня развития связной речи у дошкольников экспериментальной группы после формирующего этапа

 

 

Количество

испытуемых

Уровень

 

высокий

 

средний

 

низкий

детей

%

детей

%

детей

%

 

15

 

5

 

33

 

8

 

54

 

2

 

13

 

По таблице 6 видно, что у детей экспериментальной группы на среднем уровне теперь развита связная речь уже у 54 % детей, низкий уровень её развития – только у 13 %, 5 детей (33 %) вышли на высокий уровень.

На втором этапе рассказ ребенка также оценивался по показателям связной речи (таблица 2). Результаты обследования отражены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты изучения показателей связной речи у дошкольников экспериментальной группы после формирующего этапа

 

 

Количество

испытуемых

Уровень

 

высокий

 

средний

 

низкий

детей

%

детей

%

детей

%

 

15

 

4

 

27

 

9

 

60

 

2

 

13

 

Таблица 7 показывает, что в экспериментальной группе после формирующего этапа низкий уровень показателей связной речи остался только у 13 % от всего количества детей. На среднем уровне теперь находятся показатели связной речи у 60 % детей, на высоком – 27 %.

По таблице 8 видно, что в контрольной группе уровень развития связной речи остался почти таким же, как и на констатирующем этапе – 60 %, у 40 % от общего количества детей этой группы остался низким.

Таблица 8

Сравнение показателей уровня развития связной речи дошкольников

на контрольном этапе

 

Количество

испытуемых

 

 

Группа

 

Уровень

 

высокий

 

средний

 

низкий

детей

%

детей

%

детей

%

 

15

 

экспериментальная

 

 

4

 

27

 

9

 

60

 

2

 

13

 

15

 

контрольная

 

 

1

 

7

 

9

 

60

 

 

5

 

33

Например, мальчик 001 стал сознательно относиться к учебному процессу. Внимание стало более устойчивое, произвольное. Увеличился объем запоминаемого словесного материала. Научился сравнивать предметы, слова. Сформировано фонематическое восприятие, фонематический и слоговой анализ и синтез. Стойких специфических ошибок нет.

Девочка 003 на занятиях стала активна, особенно в ходе игры. Легче стала переклю­чаться с одного вида деятельности на другой. Внимание стало более произвольным. Научилась делать простейшие обобщения. Сформулировано фонематическое восприятие, фонематический слоговой анализ и синтез. Стойких специфических ошибок на письме нет.

Таким образом, проведение формирующего этапа исследования показало, что многие дети осознают учебные задачи, поставленные на занятии благодаря использованию мнемотехники. Конечно, применение приема мнемотехники в сочетании с игровым методом требует времени и терпения, но оно окупается - это путь к выработке твердых навыков запоминания, осмысливания и воспроизведения речевой информации, благодаря чему активизируется речевая деятельность ребенка и расширяется словарный запас.

Наше исследование особенностей развития связной речи детей с ОНР позволило нами сделать выводы о том, как можно выделить следующие особенности развивающей работы посредством применения приема мнемотехники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР связная речь находится на не достаточном уровне развития. Однако эта проблема, несмотря на свою актуальность, мало изучена. Поэтому проведенное нами экспериментальное исследование было направлено на изучение особенностей её развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

При работе с детьми мы учитывали необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у ребенка. Исследователи указывали, что педагогу важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, педагог может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с нарушениями интеллекта, эмоциональными расстройствами. На развивающих занятиях надо создавать ситуации, актуализирующие потребность в речевых высказываниях, ставят ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. Основная задача педагогического воздействия при коррекции речи детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически пра­вильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Благодаря мнемотехнике происходит развитие связной речи, у ребенка получается связное высказывание с опорой на последовательное вычленение и характеристику деталей, признаков. В результате проведенной развивающей работы в экспериментальной группе после формирующего этапа низкий уровень показателей связной речи остался только у 13 % от всего количества детей, низкий уровень показателей связной речи остался также у 13 % детей. В контрольной группе также произошла динамика развития уровня и показателей связной речи, но менее заметная.

Подводя общий итог, необходимо заметить, что нужно стараться так организовать педагогический процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в группе и в свободное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции речевых расстройств. Усвоенные детьми приемы мнемотехники позволят им лучше запоминать необходимый учебный материал, а, самое главное, не бояться трудностей в учении. Это будет способствовать получению результата в освоении нового, к умственному напряжению, работе над своим умом и т.д.