Особые экономические зоны в России

В настоящее время объективным является то, что уровень стабильного развития и состояния напрямую зависит от того, как эффективно идёт развитие социально-экономических процессов.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в современных условиях экономического хозяйствования уже стали частью мирового хозяйства, они выступают в качестве неотъемлемой части в развитии экономических отношений на международном уровне уже со второй половины 20 века. Эффективное развитие особых экономических зон выступает в качестве одного из немаловажных факторов в росте экономики, в международном товарообороте, в обмене информацией, инновационными технологиями, в становлении и развитии интеграционных процессов и мобилизации инвестиций, их роли для развития территорий [2, с. 80].

В России особая экономическая зона представляет собой обособленную в географическом плане территорию, которую характеризуют ряд признаков, таких, как наличие особого правового, экономического и административного режима. Особые экономические зоны специфичны тем, что для их создания и функционирования обеспечиваются спе­циальные налоговые, таможенные, внешнеторговые, валютно-финансовые и инвестиционные режимы на льготных условиях; посредством использования работы ОЭЗ в данных режимах - поощряется хозяйственная, производственно-коммерческая, предприни­мательская деятельность иностранных участников, идет привлечение вне­шних инвестиций и передовых зарубежных технологий для производств [5, с. 895]. Таким образом, посредством обеспечения таких режимов создаются востребованные производства с инновационным характером (это зоны технико-внедренческого типа, индустриальные парки); идет привлечение инвестиций, что в итоге приводит к расширению внешнеэкономических связей.

Вопросы функционирования ОЭЗ регулируются посредством Федерального закона от 22.07.2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017 г) [1], а также указов Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и рядом нормативно-правовых актов территориальном уровне.

Основное отличие особых экономических зон состоит в том, что в их масштабах не осуществляется обложение субъектов предпринимательства налогами и пошлинами на импорт / экспорт того оборудования и материалов, которые применяются при производстве товаров на экспорт – данный фактор выступает «залогом» обеспечения рентабельности производимых инвестиций в производство; бизнесу также гарантированы налоговые каникулы (срок варьируется от 5 - 35 лет).

Современное развитие особых экономических зон отличается их многообразием. Так, сейчас насчитывается порядка 30 их разновидностей. Они отличны разными функциональными задачами, разными условиями для функционирования, географическим положением и некоторыми другими факторами.

Согласно данным Министерства экономического развития Российской Федерации [7], по состоянию на начало 2019 года -  функционируют 25 особых экономических зон, из них – это 9 ОЭЗ (ППТ), 6 ОЭЗ (ТВТ), 9 ОЭЗ (ТРТ) (5 из них входят в состав туристического кластера «Курорты Северного Кавказа») и 1 ОЭЗ портовая. За период 2017-2018 года – была досрочно прекращена деятельность восьми особых экономических зон. Согласно данным Минэкономразвития РФ, в РФ на конец 2018 года по особым экономическим зонам зарегистрировано были 582 резидента. 97 из них – это те компании, в которых присутствует значительная доля иностранного капитала.

Большинство ОЭЗ функционируют в Центральном федеральном округе (8 ОЭЗ), в Северо-Кавказском федеральном округе (5 ОЭЗ), в Приволжском округе – 4 ОЭЗ, в Сибирском  - три ОЭЗ и в Северо-Западном – две ОЭЗ. В федеральных кругах остальных действуют по одной особой экономической зоне.

Одной из развивающихся особых экономических зон является ОЭЗ «Калуга», которая представляет собой две площадки общей площадью 1042 га, расположенные в разных частях Калужской области. Это площадка «Людиново» и площадка «Боровск» [7].

По состоянию на 01.01.2019 г. на территории ОЭЗ промышленно-производственного типа «Калуга» зарегистрированы были 14 резидентов (что составило 100 % от плана), из них в 2016 году – 6 резидентов ОЭЗ (140 % от плана). На начало 2019 года в ОЭЗ были зарегистрированы 2 резидента с участием иностранных инвесторов в составе акционеров (участников) и резидентов, которые реализуют соглашения по осуществлению деятельности в ОЭЗ с привлечением иностранных инвестиций, нарастающим итогом, в том числе в 2018 г – 1 резидент.

По состоянию на 01.01.2019 г. в ОЭЗ ППТ «Калуга» резидентами ОЭЗ было создано 711 рабочих мест (133 % от плана), в том числе в 2018 году – 97 рабочих мест (139 % от плана). Объемы инвестиций  за 2018 г составил 1 874,90 млн. рублей, (нарастающим итогом с начала функционирования ОЭЗ – 6 289,90 млн. рублей). Объемы полученной выручки от реализации произведенной продукции за 2018 г составил 1 075,94 млн. рублей. Объем финансовых средств федерального бюджета, которые были направлены на финансирование объектов транспортной, инженерной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ за год оценки эффективности составил 2 412,30 млн. руб. Объёмы налогов, которые были уплачены резидентами в ОЭЗ ППТ «Калуга» в бюджеты с начала функционирования ОЭЗ составил 73,15 млн. руб. (121 % от плана), в том числе за 2018 год – 51,63 млн. руб. (117 % от плана). Объёмы платежей таможенных, которые были уплачены резидентами ОЭЗ ППТ в «Калуга», за 2018 год  составил 1,89 млн. рублей. Объемы используемых налоговых льгот в части, которая подлежит зачислению в бюджеты (региональный и местный) составил 83,70 млн. руб. За 2018 год на территории ОЭЗ ППТ «Калуга» были построены и введены в эксплуатацию 3 объекта инженерной инфраструктуры.

Надо отметить, что в процессе создания и функционирования ОЭЗ имеют место различные проблемы, факторы и те моменты, которые необходимо учитывать.  Некоторые из них приведены ниже [3, с. 109]:

          1.При создании ОЭЗ необходимым является учет непосредственного местоположения – данный фактор является решающим в дальнейшей эффективной ее работе.

2.Обнаруживается необходимость совершенствования законодательной базы  в отношении создания и регулирования функционирования ОЭЗ – это особо важно с учетом нестабильности экономико-политической ситуации в стране. Этот фактор также является решающим в вопросе привлечения новых инвесторов на производственные площадки, что в дальнейшем скажется на динамике развитии региона и страны в целом.

  1. Не менее важный вопрос – это фактор развития инфраструктуры (в том числе, инновационной), которая оказывается на невысоком уровне на многих территориях.

4.Одной из важных проблем является важная нехватка специалистов, обладающих высокой квалификацией. Практически на все производства требуются высококлассные специалисты, которым также требуется предоставление комфортных рабочих условий и их заинтересованность. 

 В общем, можно заключить, что на территории России во всех зонах производится (а в некоторых уже завершено) проектирование комплекса работ подготовке развитой инфраструктуры, идет активное введение новых различных объектов в эксплуатацию.

Надо отметить, что при этом, в последние годы стала заметной тенденция к закрытию особых экономических зон. Анализируя эти тенденции, можно отметить, что официальные лица высказываются об отсутствии перспектив большинства экономических зон в России, указывают на целесообразность развития именно всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей, в качестве которых и выступает особые экономические зоны.  В данном вопросе до недавнего времени имели место такие аргументы:

- слишком большое количество особых экономических зон;

- ОЭЗ – это так называемые «черные дыры» российской экономики по утечке ресурсов страны;

- снижение управляемости особых экономических зон со стороны государства, проблема их чрезмерной самостоятельности.

Представляется, что для повышения эффективности функционирования  ОЭЗ, необходима постоянная работа по направлению совершенствования законодательства сфере особых экономических зон; важным также должно стать направление  по выбору и использованию  оптимальных методов контроля за его исполнением.

Пока на настоящем этапе развития особых экономически зон можно говорить о том, что их создание и функционирование пока не в полной мере  достигло   имеющихся целей на региональном и на уровне государства. На пути эффективного функционирования особых экономических зон остается еще немало  нерешенных проблем, работа над которыми должна вестись постоянно с учетом постоянно изменяющихся внешних и внутренних факторов. В целом, можно заключить, что формирование ОЭЗ для государства - экономически оправданно и конечно выгодно для предпринимателей и для инвесторов.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года (ред. от 18.07.2017);
  2. Гордейчик В.К. Свободные экономические зоны: проблемы функционирования и развития//Экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2016. - №7(66). – С.80-84
  3. Громова А.С., Кускова С.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 3. - С. 103-122.
  4. Сиразетдинов Р.М., Салахиева Л.Р. Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 21. – с. 2827–2836.
  5. Стрельцов А.В., Яковлев Г.И. Особенности ведения предпринимательской деятельности в особых экономических зонах РФ // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 4. – с. 895-906. 
  6. Инвестиционный портал Калужской области [Электронный ресурс] URL: http://investkaluga.com (дата обращения: 23.05.2019)
  7. Министерство экономического развития Российской Федерации[Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 24.05.2019)
  8. Особая экономическая зона «Калуга» [Электронный ресурс] URL: http://www.oez.kaluga.ru (дата обращения: 23.05.2019)