ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ОБЪЕМ ЗАКУПКИ НЕВОЗМОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ

Изменение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, коснувшиеся статьи 22 «Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги», вводящие пункты 23 и 24, ставит перед бюджетными организациями значительные сложности в части определения и расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минэкономразвития России № 567 в 02.10.2013, уже давно нуждаются в доработке, а может быть даже в замене, поскольку находящаяся в них информация не отвечает актуальным нуждам заказчиков.

Одним из пробелов в нормативной безе, создающим дополнительную напряженность в планировании закупок государственными учреждениями является отсутствие четких указаний по измерителям объемов государственных расходов. Даже беглый поиск по сайту Госзакупки показывает отсутствие единого подхода в определении и расчете норматиынх затрат, по закупке ТРУ у естественных монополий.

Проиллюстрируем сказанное следующим примером: проведем поиск в реестре контрактов по объекту закупки Коды ОКПД2: 37.00.11.110: Услуги по водоотведению сточных вод (табл. 1).

Таблица 1 Описание объекта закупки в ЕИС

НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ

КОД ПОЗИЦИИ

ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ

ЦЕНА ЗА ЕДИНИЦУ

 

Услуги по водоотведению сточных вод

37.00.11.110

УСЛ ЕД 

1 003 200,00

 

Услуги по водоотведению

37.00.11.110

М3 

13,51

водоотведение сточных вод

37.00.11.110

М3 

24,64

 

НДС

37.00.11.110

УСЛ ЕД 

591 035,36

 

Услуги по водоотведению

37.00.11.110

ГОД;^ЛЕТ 

285 045,07

 

Услуги по водоотведению

37.00.11.110

КОМПЛ 

572 200,00

 

Водоотведение сточных вод (01.07.2019-31.12.2019)

37.00.11.110

М3 

24,64

 

Сброс загрязняющих веществ в канализационные сети

37.00.11.110

МЕС 

19 973,33

 

Услуги по водоотведению

37.00.11.110

ЕД 

224 600,00

 

Услуги по водёоотведению

37.00.11.110

М3 

261 267,75

 

Как мы можем убедиться, единой единицы измерения нет даже при определении величины одного и того же объекта, а если говорить о более разнообразных объектах закупки, то расхождения в методике расчетов будет колоссальным и делать несопоставимыми результаты расчетов. Необходимо даже не обратить, а заострить внимание, что ситуация, в которой не определены правила выбора единиц измерения, создает путаницу и условия для злоупотреблений при формировании начальной (максимальной) цены контракта. Проиллюстрируем обозначенную проблему на искусственном примере (Табл. 2).

 

Таблица 2 Примеры расчета НМЦК при применении различных единиц измерения

 

Вариант I

Вариант II

 

Единица измере­ния

Цена постав­щика А

Цена постав­щика Б

Единица измере­ния

Цена постав­щика А

Цена постав­щика Б

Позиция №1

кг

500

900

тонна

0,5

0,9

Позиция №2

литр

20

19

литр

20

19

НМЦК

 

520

919

 

20,5

19,9

По приведенному примеру, видно, что «правильно» подобранные с точки зрения недобросовестного заказчика измерители позволят ему сформировать такую НМЦК, которая позволит выйти победителем «нужного» поставщика государственного контракта.

Методика расчета Максимальной цены контракта, нуждается в обязательном уточнении с учетом изменений в Законе №44-ФЗ от 05.04.2013. В ней необходимо отразить требования к выбору единиц измерения, а кроме того, требования к корректировки удельного влияния цены отдельной позиции на максимальную цену контракта с учетом предполагаемого удельного веса позиции в итоговой сумме (например, по опыту прошлых лет, или по прямому указанию регулирующего государственного органа).

 

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
  3. Новиков В.А. Проблемы применимости методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта // ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В III ТЫСЯЧЕЛЕТИИ сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 243-246.
  4. Саркисян А.Ж. Преступления коррупционной направленности в Российской Федерации // Противодействие преступлениям коррупционной направленности: материалы междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 27 октября 2016г.) под общ. ред. А.И. Бастрыкина – М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2016.С. 170.