НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ СТРАНЫ

В сегодняшних условиях хозяйствования весьма актуальными становятся вопросы стабилизации ситуации в экономике путем разработки и внедрения в производство действенного механизма хозяйствования и управления.   

Как правило, в числе действенных рычагов государственного воздействия на экономику, следует отметить, в первую очередь, налоги [1].

Формирование бюджета страны в целом строится на основе налоговой системы и налоговых поступлений, что требует постоянного поиска путей внедрения совершенной и действенной налоговой системы, которая призвана содействовать решению проблемы развития экономики страны. Именно налоговая система призвана решать задачи фискально - перераспределительного характера, которая обеспечивает потребности государства необходимыми финансовыми ресурсами путем изъятия у налогоплательщика не более 30% его доходов.

Важное место отводится оценке эффективности применения налоговой системы. При этом важным остается решение проблемы обеспечения государства потребными финансовыми ресурсами, путем изъятия у налогоплательщика не более 30% его доходов.

Данные анализа показывают, что на долю налогов в России приходися 30-32% валового внутреннего продукта, по данным ФНС РФ - около 10%. Для сравнения отметим, что величина налоговой нагрузки в развитых странах (в % к ВВП) занимает: в Германии – 40,5%, во Франциия – 42,7%, в Швеции – 54,5% и в Италии – 36%.

В рыночных условиях хозяйствования, использование государством налоговой политики строится в полном соответствии с финансово-кредитным механизмом государственного регулирования экономики. Важным остается при этом правильное и гармоничное построение налогового механизма [5].   

Действующей налоговой системе присущи недостатки, налоговое законодательство отличается нестабильностью, что сдерживает развитие экономики.  

Налоговой системе страны присущи черты, которые создают возможности для становления малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего получение доходов бюджетов.  Налоговая система при этом должна в полной мере учитывать и оперативно реагировать на процессы, вызывающие изменения.  

Сегодня продолжается процесс развития и совершенствования налоговой системы РФ и хотя она очень неоднозначна, все же отвечает социально-экономическому содержанию новой России.

Проблема налоговой системы РФ и направления ее совершенствования актуальна сегодня, учитывая, что она влияет наряду с другими факторами на предпринимательскую активность. 

В части регулирования налогообложения малого предпринимательства осуществляются меры, направленные на повышение доли продукции малого бизнеса в ВВП. Поэтому соответствующими органами государственной и исполнительной власти применяются многочисленные нормативно-правовые акты по регулированию, активизации, помощи малому предпринимательству.

В последние годы развитие малого предпринимательства происходит на фоне серьезных социальных и политических преобразований, создавая при этом возможности для становления малого бизнеса.

Сегодня наблюдается расширение сферы деятельности малого и среднего бизнеса.

Все больше людей вовлекается в процесс создания малого бизнеса и развития предпринимательской деятельности, которая на деле   создает основы решения социальных и экономических проблем.

В то же время, несмотря на все усилия и поддержку, направленные на развитие предпринимательства, сфера развития малого бизнеса в России не стала конкурентоспособным. 

         Роль малых предприятий, наряду с развитием конкуренции, заключается в том, что они в конкретных условиях деятельности добиваются получения достаточных средств, позволяющих выдержать трудности рынка.

В сфере малого бизнеса наблюдается высокий уровень организации и стимулирования труда, которые обеспечивают увязку оплаты труда с количеством и качеством вложенного каждым работником труда в производство. Все это обеспечивает высокую отдачу от вложенных в производство средств. Их деятельность создает условия для пополнения муниципальных бюджетов, здесь активно внедряют в производство достижения научно–технического прогресс и передового опыта. 

Однако все еще не созданы условия для формирования конкурентоспособной среды для малых предприятий, не были определены ориентиры и приоритеты для активизации предпринимательской деятельности.

Многочисленные попытки государства поставить на управляемое русло развитие малого предпринимательства, в том числе косвенными методами через налоги не увенчаются особым успехом.

Сегодня в России применяются налоги и на вмененный доход, и сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения, но все они пока не дают ощутимого социально-экономического результата, тогда как в других странах, например, в Китае, малое предпринимательство сыграло существенную роль в становлении среднего бизнеса и повышению благосостояния китайского среднего гражданина.  

Малый бизнес является важнейшим элементом стабилизации развития экономики, налогообложение же при этом, выступает связующим звеном субъектов бизнеса c государством, а также регулирует эти взаимоотношения.

На процессы становления сферы бизнеса в значительной мере влияет система налогообложения.

Наряду с этим на рост объема производства продукции и занятости в малом предпринимательстве влияет налоговое стимулирование развития малого и среднего бизнеса. 

Налоговая система призвана способствовать росту предпринимательской активности, обеспечить прогресс и дальнейшую интеграцию в мировую экономику.  

Современные постоянные изменения в элементах налоговой системы свидетельствуют о бесконечном совершенствовании ее, создавая максимально удобные, справедливые налоги, но пока, к сожалению, налоговая нагрузка у нас все еще достаточно высока.

Налоговая система призвана обеспечить успешное решение общегосударственных задач.

Построение и организация налоговой системы отражают степень экономического развития страны, и степень ее эффективности определяется обеспечением разумной потребности государства, за счет изъятия у налогоплательщиков не более 30% его доходов.

Государственное регулирование экономики связано с необходимостью обеспечения эффективности развития отраслей и производств.  

Налоговая система неотделима от финансовой системы, включается в общеэкономическую систему, которая базируется на государственной системе управления.  

Сегодня налоговая система реально влияет на рыночную деятельность субъектов хозяйствования и способствует развитию предпринимательства. При этом налоги служат основой для финансирования расходов государства.

Налоговые системы во всех странах выступают как комплекс налоговых отношений с множеством элементов, структурой и определенным порядком экономического режима. Последнее больше всего употребляется как экономическая политика.

История развития налоговых систем в разных государствах свидетельствует о достаточной устойчивости их (налоговых систем) на протяжении длительного периода, а если же меняется, то это чаще всего вместе с экономической политикой государства. Поэтому, налоговые реформы могут в определенной степени и на некоторый период сохранять сложившиеся условия в сфере налоговой политики. Эти реформы обеспечивают должную адаптацию налогового механизма к сложившимся на тот или иной период ситуациям и перераспределение поступающих налогов.  

В то же время в налоговой системе имеет место, когда налоговое бремя перекладывается на отдельных налогоплательщиков, что оказывает серьезное воздействие на их деятельность. Все это требует формирования эффективной системы налогообложения, что является в то же время залогом расцвета экономики.  

Налоги выполняют также регулирующую или стимулирующую функции что содействует развитию бизнеса.

Все процессы в налоговой политике связаны также с обеспечением функции перераспределения, что позволяет направить финансовые ресурсы государства на решение общегосударственных задач.

Регулирующая функция оказывает влияние на деятельность хозяйствующих субъектов и отражает экономические отношения между государством и экономическими агентами.   

С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связаны его социальная и контрольная функции, которые выступают как регулятор соблюдения справедливой обеспеченности отдельных групп населения.   

В условиях рыночного механизма хозяйствования, налоги являются основным источником доходов бюджетов всех уровней, и от полноты их сбора зависит решение проблемы расходования бюджетных средств на решение общегосударственных задач [2].  

В отдельных случаях расширение налоговой базы обеспечивает приведение налоговой системы в соответствие с объективными принципами формирования налогов и используется государством как механизм управления экономикой:

- через налоги достигается регулирование деятельность новых и действующих предприятий, стимулируется создание новых отраслей и сфер деятельности.

- налоговая система обеспечивает также направление аккумулированных в бюджете налогов на финансирование инвестиционных проектов и поддержку отдельных отраслей экономики;

- налоги обеспечивают структурную перестройку экономики, развитие предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса.

Большим недостатком действующей налоговой системы можно считать затратный характер налогооблагаемой базы.

Налогом облагаются не первичные факторы производства, а перераспределенные ресурсы и производственные затраты.

Налоги увеличиваются пропорционально затратам, поэтому получается, что обществу выгодна затратная экономика, когда объектом налогообложения является продукция (работы, услуги), т. е. продавцы, но по существу, за счет товаропотребителей (покупателей). При этом первые в большинстве случаев не заинтересованы в уменьшении налогооблагаемой базы (производственных затрат). Данный недостаток, особенно характер для НДС, обеспечивает пополнение почти 50% дохода федерального бюджета. В результате его деструктивная роль особенно проявляется в условиях действия высокозатратного механизма хозяйствования и управления [3].  

Оптимальная система налогообложения призвана обеспечить потребности государства необходимыми финансовыми ресурсами, одновременно стимулируя налогоплательщика к эффективной деятельности предприятия. При этом осуществляются меры по поиску действенных способов и средств повышения эффективности производства.

Степень налоговой нагрузки или налогового бремени на налогоплательщика определяют качество действующей системы налогообложения.

В практике деятельности налоговых систем существует множество вариантов их построения. Представляет интерес вариант, связанный с разграничением налоговых поступлений по бюджетным уровням, а также долевым участием бюджетов разных звеньев в использовании налогов и предоставлением равных прав налогообложения.

Рациональность организации налогообложения связана   с обеспечением соответствия действующего механизма налогообложения программным задачам государства в сфере экономики страны [4]. 

Эффективность налогообложения ставит перед органами управления и хозяйствования и населением такие задачи, как:

- государство осуществляет меры по достижению увеличения налоговых поступлений, являющихся важным источником роста доходов бюджета; 

- хозяйствующие субъекты работают нал увеличением доходов (прибыли) при оптимизации размера налоговых платежей;

- население же добивается получения доходов для уплаты налогов за оказываемые социальные услуги.   

Действенность налогового регулирования производства зависит от проводимой государством экономической политики.  

Использованные источники:

 

1.Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Александров И.М. – М.: ИНФРА-М, 2008. С. 23.

2.Злобина Л.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие 2-е, издание/Злобина Л.А. М.: Издательство МГУП, 2008.

3.Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов. 6-е изд. – Спб. Питер, 2009

4.Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы» (второе издание)  – М.: ЮНИТИ, 2000.

5.Махмудова О.Х., Махмудова Т.Х. Пути совершенствования налоговой системы РФ (Научная статья): Международная научно-практическая конференция, «Общество науки и творчества», Международный научный журнал «Science Nime», г. Казань, Февраль, 2016.