АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И МЕНЕДЖМЕНТА

MANAGEMENT ACCOUNTING AND MANAGEMENT ASPECTS

С конца 90 - х в отечественной экономической литературе широкое распространение получило понятие Управленческий учет.

В последние годы словосочетание Управленческий учет прочно вошло в обиход. На этот счет пишут книги, статьи представители науки, некоторые практики.

Как правильно отмечают многие авторы, разные авторы вкладывают в это понятие различные смыслы, зачастую довольно далекие друг от друга, создавая тем самым ненужную терминологическую путаницу.

Что на самом деле представляет собой этот отчет с теоретической и особенно с практической точки зрения.

Как отмечают отдельные авторы, "Если говорить с формальной точки зрения, то термин происходит от двух слов "менеджмент" и "бухгалтерский учет". "Менеджмент" - прилагательное от существительного "менеджмент". Что такое менеджмент?

"Управление - деятельность, направляющая и регулирующая некоторые стороны процесса, явления т. е. хозяин каким-либо образом участвует в управлении в направляющей и регулирующей деятельности.                                    

"Управление - это действие субъекта, направленное на изменение и управление действиями других объектов и субъектов в реальности по заранее разработанной программе".

Управление как понятие имеет множество определений. Каждый автор подчеркивает ту или иную свою сторону.

В экономике под управлением (менеджментом) понимают оперативное руководство предприятием, структурами или экономической системой.

Бухгалтерский учет позволяет «установить наличие чего-нибудь, его измерение и регистрацию с количественной и качественной характеристикой».  Этот учет ведется с целью установления изменения этого «чего - нибудь» в процессе использования, до придания ему других потребительских качеств, включая и само потребление [2].        

Отсюда мы приходим к выводу, что управленческий учет есть регистрация и измерение чего-либо для управления кем-то или чем-то, т.е. это деятельность, направленная на получение информации, необходимой для управления. Бухгалтерские учетные данные - это источник информации для принятия управленческих решений. Но согласиться с тем, что существует и бухгалтерский и управленческий учет и преждевременно, и несправедливо. Несправедливо в первую очередь по отношению к бухгалтерскому учету и как к науке, и как к виду профессиональной деятельности, отмежевание от него важнейшего процесса, имеющий две стороны учета затрат с одной стороны, и расчетную часть - калькулирование себестоимости продукции, с другой стороны, рассмотрение этой части учета в “другом” учете.

Как отмечают ведущие ученые в области учета, на протяжении многих веков, если не сказать тысячелетий, именно бухгалтерский и предшествующий ему хозяйственный учет создавали ту самую информационную базу, которая служила источником для принятия различного рода управленческих решений.  Невозможно представить учет наличия, изменения имущества, источников, процессов и их результатов в натуре, денежном выражении в отрыве одних от других. Невозможно, чтобы одна часть бухгалтерского учета, связанная с формированием себестоимости продукции (работ, услуг) прервалась, и продолжилась в другом учете. Это давно уже осмыслено, доказано, исторически подтверждено и столько раз описано, что уже перешло в разряд непреложных истин, воспринимающихся как само собой разумеющееся.

Бухгалтерский учет позволяет "установить наличие чего-либо, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны" [4].

Цель этого учета - установить изменение "чего-то" в процессе использования, прежде чем придавать ему другие потребительские качества, в том числе и само потребление.        

Отсюда мы приходим к выводу, что управленческий учет-это регистрация и измерение чего-то, управлять кем-то или чем-то, т. е. это деятельность, направленная на получение информации, необходимой для управления. Данные бухгалтерского учета являются источником информации для принятия управленческих решений.

Российское законодательство дает следующее определение предмету учета: "Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций" [1].

Данное определение можно признать вполне оптимальным, удачно увязав воедино содержательный и методологический аспекты бухгалтерского учета, т. е. два из трех основных. Только окончательные результаты бухгалтерского процесса остались за чертой. Но они также достаточно известны - предоставление заинтересованным пользователям (как внешним, так и внутренним) необходимой информации о деятельности хозяйствующего субъекта. При этом повсеместно подчеркивается, что эта информация необходима для принятия экономически обоснованных управленческих решений.

Теперь попробуем найти фундаментальные аспекты управленческого учета. Бухгалтерский учет базируется на пяти элементах, составляющих его методологическую основу – документации и инвентаризации, оценке и калькуляции, счетах и двойной записи, балансе и бухгалтерской отчетности.

В процессе хозяйственной деятельности осуществляются многочисленные операции по движению активов (экономических средств) и источников их формирования, которые оформляются типовыми первичными документами [1].

Постоянный и непрерывный контроль за использованием материалов, денежных и других ресурсов и их изменением осуществляется только с помощью документации, так как каждая хозяйственная операция оформляется документом.

Документ имеет юридическую силу, так как содержит подписи лиц, ответственных за совершенной операцией. Документация - это способ регистрации хозяйственных операций.

Однако в практике управления существуют такие факты и явления, которые не фиксируются типовыми первичными документами. К ним относятся естественная убыль товарно-материальных запасов, недостача (излишки) в процессе хранения из-за хищений, порчи ценностей, ошибок в подсчете их.

Выявление разницы между фактическим наличием товарно-материальных запасов, денежных средств и других ценностей и данными, зафиксированными в бухгалтерском учете, осуществляется инвентаризацией.

Данные инвентаризации, отраженные в описи, свидетельствуют о проверке средств в натуре путем пересчета, взвешивания и т. д. Поэтому инвентаризация является неотъемлемой частью одного из основных элементов бухгалтерского учета. Акты и другие документы составляемые по результатам проверки относятся к документам бухгалтерского оформления.

Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежную форму используется элемент оценки и калькуляция. Используя оценку для отражения расходов на приобретение основных средств, материалов и других ценностей, производства продукции и т. д. получают возможность произвести оценку стоимости их, составить расчеты необходимые для составления бизнес-процессов. 

Принципы его формирования - реальность и единство. Реальность (или объективность) предполагает отражение всех затрат на приобретение имущества или производство продукции, как стоимость приобретения, надбавки, доставки и хранения и др.           

Единство оценки заключается в том, что организации различных форм собственности оценивают объекты бухгалтерского учета единым способом в соответствии с правилами, установленными ПБУ.

Таким образом, оценка - это способ денежного измерения активов (имущества, хозяйственных средств) и источников их формирования.

Затем обеспечивается расчет себестоимости продукции, так как ее уровень влияет на финансовый результат. Поэтому расчет является основой для принятия решений о производстве прибыльной и конкурентоспособной продукции [5].

Хозяйственные операции, отраженные в документах, регистрируются в специальных таблицах - счетах бухгалтерского учета. На счетах накапливается и хранится информация о хозяйственных операциях.

Бухгалтерские счета открываются для отражения видов активов (имущества, хозяйственных средств), источников их формирования, процессов и их результатов и являются способом группировки и текущего отражения изменений в составе активов (имущества, хозяйственных средств) и источников их формирования.       

Хозяйствен­ные операции на счета бухгалтерского учета записываются способом двойной записи, сущность кото­рой заключается в том, что каждая операция отражается дважды: один раз по дебету одного счета и второй раз — по кредиту другого на одну и ту же сумму. Счета бухгалтерского учета – это книги, журналы – ордера, таблицы (в 1С «Бухгалтерия»). Двойная запись операций обусловлена двойственностью са­мих процессов, она раскрывает смысл и их содержа­ние. Двойственность хозяйственных операций означает, что все изменения имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникнове­ние и исчезновение, которые компенсируют друг друга.

Применение двойной записи хозяйственных операций на экономически связанных счетах бухгалтерского учета обеспечивает постоянное балансовое обоб­щение показателей об объектах бухгалтерского учета.

Данные счетов бухгалтерского учета, главным образом, с главной книги переносятся в баланс. При необходимости для расшифровки отдельных сторон отражаемой информации привлекаются данные счетов аналитического учета.

Баланс представляет собой способ обобщения состава активов (имущества, хозяйственных средств) и источниках их формирования в денежном выражении на опреде­ленную дату. 

Системное отражение итоговых показателей, характеризующих результаты деятельности организации за определенный период фиксируется в бухгалтерской отчетности [3].

Отчетность представляет завершающую стадию учетного процесса за определенный период. Ее данные используются внутренними и внешними пользователями в управления хозяйственной деятельностью.

Встает вопрос, а что составляет основу управленческого учета? И тут сторонники его культивирования (иначе и не скажешь) во всех учебниках, методических указаниях, статьях и публикациях, при определении его предмета называют основные элементы бухгалтерского учета (в основном документация, оценка и калькуляция, счета бухгалтерского учета и двойная запись), т. е. дублирование элементов и методов бухгалтерского учета.

Управленческий учет существовал и в условиях управляемой экономики, поскольку все хозяйствующие субъекты должны были планировать на предстоящий год и на пятилетку (прогноз) свою хозяйственную деятельность.  В последние годы составлялись калькуляционные расчеты и на предстоящий день по каждому объекту. Эти планы и становились той базой, на которой зиждилось управление предприятиями и его структурными подразделениями [4].

А бухгалтерский учет и тогда, как и сегодня, обеспечивал управление на всех уровнях принятия решений, экономической информацией.

Управление предприятием, структурными подразделениями предполагает решение не только экономических вопросов, но и вопросов социального и политического, характера для данного участка руководства.

Поэтому пора поставить вопросы управления процессами производства, распределения и потребления в соответствующие рамки, тем более, что в рыночной экономике управление даже небольшой производственной ячейкой рассматривается как менеджмент.

Менеджмент — это средства, методы и виды управления людьми и производством для достижения поставленных целей, а не себестоимостью, как стараются представить процесс учета затрат сторонники управленческого учета.  Иными словами, всё, что связано с координированием и руководством предприятиями, его структурными подразделениями выпадает, и функции менеджмента заменяют функциями бухгалтерского учета.

Главная роль в процессе управления отводится человеку, именно он, а не машина или компьютер, производят управление.

Само слово «management» переводится с английского, как «администрирование, «координирование», «умение руководить». Полный обзор понятия включает в себя расширенный список определений.

Данный термин можно понимать, как:

- Деятельность, связанную с управлением кем-либо или чем-либо.

Определением путей развития, разработка конкретных заданий, способов их выполнения и т.д.;

- Руководства фирмой, предприятием, учреждением;

- Организационная структура, осуществляющая руководство компанией, объединением людей, государством;

- Искусство управления ресурсами и персоналом;

- Научную дисциплину по изучению менеджмента, его принципов и законов.

Нет ни одного слова об учете каких-либо средств, источников, процессов результатов их использования и потребления в этих составляющих данный термин. Тем более термин не оперирует нигде с понятиями и системами элементов бухгалтерского учета. Если формируется какая-либо наука или предмет, то они должны иметь свою специфическую основу, методику и подчиняться специальным подзаконным актам, как например науки “Бухгалтерский учет” “Финансы и кредит”, “Аудит” и многие другие.

 

Использованные источники:

 

  1. ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»: приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н.
  2. Астахов В. П. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ», 2009. 960 с.
  3. Вахрушина С. А. Международные стандарты финансовой отчетности. 4-е изд. М.: Рид Групп, 2011. 565 с.
  4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. М.: Изд-во «Проспект», 2011. 504 с.
  5. Маргулис А. Ш. и др. Калькуляция себестоимости в промышленности М. Финансы, 1980.  [c.392].