АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕОБХОДИМОСТИ И ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

ANALYSIS OF THE REASONS FOR THE NECESSITY AND THE CURRENT INFORMATIZATION STATE OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF HEALTH.

Введение

В рамках статьи будем понимать здравоохранение как совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья [1].

Для более эффективного и быстрого оказания медицинской помощи в Российской Федерации собирается статистические данные и ведутся личные медицинские карты каждого из пациентов. На замену устаревающим способам сбора информации (журналы, бумажные больничные карты, бумажные листы нетрудоспособности) приходят информационные технологии в сфере здравоохранения, которые позволяют организовывать работу посредством передачи данных в общую базу, что ускоряет доступ к истории болезни частного случая заболевания, а так же группы людей, пораженных схожей нозологией.

Анализ используемых интеграционных сервисов

Яркий пример уже прижившейся интеграционной системы общего пользования среди граждан, организаций и лечебно-профилактических учреждений – Фонд Социального страхования (далее ФСС).

Согласно данным представителя ФСС названы самые лидирующие и отстающие регионы за 2018 год, выдавшие Электронные больничные листы (далее ЭЛН):

Почти 4,5 миллиона ЭЛН выдано в регионах РФ за время работы такой программы. Лидерами по количеству выданных электронных больничных являются Белгородская, Кемеровская, Московская, Липецкая, Воронежская и Оренбургская области, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и Санкт-Петербург, сообщил на своём сайте ФСС РФ (ФСС).

Наименьшие показатели отмечены в Магаданской, Тульской, Новгородской областях, Республике Ингушетия, Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком округах, Камчатском крае, Москве и Еврейской автономной областях.

По состоянию на 10 декабря к программе электронных больничных подключены почти 6,9 тысячи медицинских организаций — это 57% от общего количества учреждений по стране.

Среди выданных ЭЛН не выявлено ни одного поддельного документа, сообщил заместитель председателя ФСС РФ Сергей Алещенко. В среднем каждый пятый больничный выдается в электронном виде.

Электронный больничный был введен на всей территории России с 1 июля 2017 года. Согласно закону, по желанию пациента медицинская организация может оформить листок нетрудоспособности в электронном формате (ЭЛН) в специальной автоматизированной системе, поставить электронную подпись и переслать работодателям и в ФСС.[2]

Рассмотрим так же интеграционную систему сбора информации с данными по международным классификациям болезней (далее МКБ) Единая государственная информационная система здравоохранения (далее ЕГИСЗ).  В данную систему поступает информация в виде структурированных электронных медицинских документов (далее СЭМД), которые в большинстве случаев используются для передачи направлений на медико-санитарную экспертизу, в аналогичном формате (XML) передаются индивидуальные электронные медицинские карты (далее ИЭМК).

В систему можно передать несколько форматов документов, градация которых определена объемом информации, которая передается в каждом СЭМД. Ниже предоставлены статистические данные по переданным СЭМД и ИЭМК по регионам (представлены с кодами ОКАТО).

Максимальное количество данных было передано из регионов:

Таблица 1

Список регионов с наибольшим количеством переданных СЭМД

ОКАТО

МИС

Передано СЭМД (всего документов)

Передано ЭМК (всего пациентов c документами)

67

Система медико-страхового обслуживания

22909194

281 988

74

РМИС Челябинской области «БАРС.Мед»

15086553

548 220

78

ГИС «РЕГИЗ»

12593660

2 313 902

21

Подсистема электронной медицинской карты «Республиканской медицинской информационной системы»

11991565

156 886

23

РС ЕГИСЗ Краснодарского края (интеграционная платформа N3)

11489832

3 454 435

64

РФ ЕГИСЗ Саратовской области

11145935

232 747

22

РС ЕГИСЗ Алтайского края интеграционная платформа N3.Здравоохранение

9914567

2 054 615

59

Региональная информационно-аналитическая медицинская система Пермского края (РИАМС ПК)

9400106

671 910

50

ЕМИАС МО

9360866

766 527

Исходя из данных, полученных из ЕГИСЗ - большее количество переданных документов было получено из Севастополя, Челябинской области, Ярославской области, Петербурга, Краснодарского края, а также Саратовской области.

Так же в списке указан информационная система, из которой получено большее количество СЭМД.

В следующей таблице приложена статистика полученных данных из ЕГИСЗ с наименьшим количеством переданных документов:

Таблица 2

Список регионов с наименьшим количеством переданных СЭМД

ОКАТО

МИС

Передано СЭМД (всего документов)

Передано ЭМК (всего пациентов c документами)

65

Региональная интегрированная информационная система в сфере здравоохранения Сахалинской области

1

0

37

КМИС

26

17

77

ИЭМК. ДУТС. ТМК

393

281

35

«Статистика и счета ЛПУ»

3033

1 232

87

Программный комплекс «Региональная медицинская информационная система»

4965

2 028

27

Медицинская информационная система «Пациент.NET»

7783

1 017

89

РС ЕГИС ЯНАО

13208

2 194

 В данном списке лидирует Сахалинская область, Курганская область, Чукотский автономный округ, Крым, а также Республика Коми.

Следует так же, что данные в систему не поступали из следующих регионов:

  • Владимирская область (код ОКАТО 17);
  • Республика Ингушетия (код ОКАТО 26);
  • Тверская область (код ОКАТО 28);
  • Кемеровская область (код ОКАТО 32);
  • Новгородская область (код ОКАТО 49);
  • Республика Башкортостан (код ОКАТО 80);
  • Республика Бурятия (код ОКАТО 81);
  • Республика Дагестан (код ОКАТО 82);
  • Республика Алтай (код ОКАТО 84);
  • Республика Калмыкия (код ОКАТО 85);
  • Республика Марий Эл (код ОКАТО 88);
  • Республика Северная Осетия (код ОКАТО 90);
  • Удмуртская Республика (код ОКАТО 94);
  • Республика Хакасия (код ОКАТО 95);
  • Республика Тыва (код ОКАТО 96);
  • Чувашская Республика-Чувашия (код ОКАТО 97);
  • Республика Саха (Якутия) (код ОКАТО 98);
  • Еврейская автономная область (код ОКАТО 99).

Так же следует отметить, что для соответствия требованиям любая система используемая на территории РФ должна проходить сертификацию ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), но на текущий момент на территории, к примеру Республики Татарстан сертификацию и внесение в реестр ФСТЭК получила только 1 медицинская информационная система, однако на территории республики используется гораздо больше систем. Такая разнородность в данных сильно усложняет процесс анализа информатизации РФ [3].

Если же рассмотреть только статистические данные по информационным сервисам, то можно заметить стабильность в отношении некоторых регионов, которые показали наименьший результат в переданных данных по обоим сервисам (ФСС (в разрезе ЭЛН), ЕГИСЗ).

Исходя из этого можно выделить список:

  • Республика Ингушетия (код ОКАТО 26);
  • Новгородская область (код ОКАТО 49);
  • Еврейская автономная область (код ОКАТО 99).

Следует отметить, что благодаря интеграционным сервисам все лечебно-профилактические учреждения имеют доступ к актуальным данным пациентов в случае необходимости.

Заключение

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели самые распространенные сервисы интеграции в сфере Здравоохранения РФ, рассмотрели статистические данные, полученные из наиболее распространенных интеграционных сервисов, а также выявили наименее информатизированные регионы.

Источники

[1] Современные наукоемкие технологии. [Электр. ресурс]. Статья «Здравоохранение в России: проблемы и пути решения». URL:https://top-technologies.ru/

[2] Ежедневное онлайн-издание D-russia.ru, полностью посвященное государственной информатизации. [Электр. ресурс] Лидирующие и отстающие по количеству выданных электронных больничных по данным ФСС. URL: http://d-russia.ru (дата обращения: 17.12.2018)

[3] Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. [Электр. ресурс]. Официальный сайт. URL: https://fstec.ru/