УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

CAREER MANAGEMENT OF PERSONNEL OF CUSTOMS AUTHORITIES

Таможенные органы отнесены к федеральным государственным органам, подведомственным Президенту и Правительству Российской Федерации. Должностные лица таможенных органов при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Кадры таможенных органов – это совокупность всех гражданах, работающих, в таможенных органах, которые несут службу на правах гражданских служащих либо работников. Государственные служащие занимают должности начальников таможен и таможенных постов, начальников отделов, инспекторов, должности кинологов, бойцов отрядов быстрого реагирования, охраны. Им присваиваются специальные звания от прапорщика таможенной службы до генерал-полковника таможенной службы и действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации (высшее специальное звание), а так же классные чины. Классные чины имеют пять наименований: секретарь, референт, советник, государственный советник Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации. В каждом классе чинов предусматривается три степени градации: 1, 2 и 3-й класс. Работники же выполняют техническое обеспечение деятельности таможенных органов на должностях инженеров, техников, секретарей и других подобных должностях[1].

Одним из основных для должностных лиц таможенных органов мотивационных факторов эффективной деятельности является возможность их карьерного роста. Под карьерным ростом следует понимать расширение полномочий и ответственности должностных лиц таможенных органов в связи с изменением занимаемой должности. Карьерный рост выделен в отдельную категорию профессионального развития таможенных служащих и сотрудников, поскольку управление карьерой способствует комплексному удовлетворению материальных, социальных и статусных потребностей, а также потребностей в достижении, принадлежности и власти. Поэтому планирование карьеры может стать эффективным средством нематериального стимулирования служебной деятельности должностных лиц таможенных органов. Чаще всего такого рода мотивационный фактор является привлекательным для таможенных служащих молодой возрастной категории – от 18 до 30 лет

Большинство сотрудников таможенных органов – бывшие студенты Российской таможенной академии. Это основная кузница кадров, но её выпускники скорее теоретики. Лучшим из них предлагают место в таможне, но не обязательно именно на таможенных постах. Вчерашние студенты занимают вакантные должности в функциональных отделах, пассажирских департаментах в аэропортах и других местах. Приветствуются в таможне и выпускники военных училищ. Высшее образование – это тот минимум, который должен быть у всех, кто претендует на работу в структуре.

Желающий трудоустроиться специалист приходит в отдел кадров и подаёт заявку на участие в конкурсном отборе на свободные должности. Требования зависят от конкретной вакансии. Никакого общего усреднённого параметра оценки нет, но на таможенные посты стараются брать людей с опытом. Из всех претендентов выбирают того, кто лучше всех прошёл отбор. Исключение составляют лишь сотрудники постов, которые ликвидируют, или на которых произошли сокращения. Их переводят на другие позиции без участия в отборе.

До конкурса абитуриенты проходят собеседование – это первый отборочный тур трудоустройства в таможню. Но конкуренция среди специалистов высока: на данный момент на одно вакантное место приходится пять кандидатов[2].

Открытых вакансий в таможенных органах очень мало. Чаще всего это места в отделе тылового обеспечения и в функциональных отделах на постах. Работа, связанная с таможенным оформлением - более интересная и востребованная, поэтому, как правило, здесь свободных вакансий почти не бывает. Строить карьеру в любом случае придётся с начальных позиций.

Таможенная служба – полувоенная структура, в которой принято чётко выдерживать субординацию и выполнять приказы. Специалисту со свободолюбивым, вспыльчивым характером на такой службе будет непросто. С другой стороны, в таможенных органах очень ценится исполнительность, ответственность, умение принимать решения и отвечать за них.

В законодательстве постоянно происходят изменения, и нужно быть готовым к тому, что придётся всё время учиться чему-то новому, заниматься самообразованием, самостоятельно отслеживать новшества в работе структуры. Сотрудникам таможенных постов необходимо хорошо знать таможенное законодательство, постоянно читать приказы и следить за изменениями в постановлениях федеральной службы.

Повышение результативности работы персонала таможенных органов, а также создание предпосылок и потенциальных возможностей для развития карьеры отдельных должностных лиц невозможны без эффективной работы кадровых служб. Значительная мотивационная роль в построении системы труда должностных лиц таможенных органов принадлежит таким подразделениям кадрового обеспечения таможни, как отдел государственной службы и кадров, отдел инспектирования и профилактики правонарушений, отдел подготовки кадров. Именно эти структурные подразделения своей деятельностью активно участвуют в процессе подготовки и реализации стратегии управления кадровым составом в таможенных органах России[3].

В работе таможенника любая ошибка или нарушение могут причинить ущерб государству, за что в Уголовном кодексе Российской Федерации прописаны различные меры наказания. Чтобы избежать проблем, стоит сделать грамотность и исполнительность своими главными навыками.

Важное значение при формировании и планировании карьеры должностного лица играет профессиональное образование. Поэтому необходимо внедрять и развивать различные способы обучения должностных лиц с целью повышения квалификации и их переподготовки. Это позволит решить задачи повышения мотивации труда, заинтересованности в содержании работы, формирования кадрового резерва и развития внутриорганизационной культуры.

Условно можно разделить таможенное образование на три направления.

Первое – профессиональное. Это таможенная академия, где есть факультеты таможенного оформления, выпуска груза или контроля после выпуска. К этому направлению относятся специалисты, которые знают таможенное законодательство с точки зрения взимания платежей, определения кодов товаров, исполнения валютного регулирования и так далее.

Может пригодиться в таможне и правоохранительный блок. К этому направлению относят специалистов с юридическим образованием: следователей, дознавателей. Они расследуют административные дела о нарушении таможенных правил. В основном это сотрудники правоохранительных органов: полиции, прокуратуры, ОБЭП и налоговой инспекции.

Третье направление развития – это экономическая подготовка. Сотрудники таких отделов занимаются торговыми ограничениями, валютным и экспортным контролем, обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и другими аналогичными задачами.

Управление, в том числе и таможенными органами, является циклическим процессом, состоящим из конкретных видов управленческих работ: планирования, организации, мотивации и контроля[4]. Мотивация является одной из основных функций, составляющих содержание теории управления таможенной деятельностью. Мотивация, с точки зрения таможенного менеджмента, – это процесс побуждения самого себя и других должностных лиц к созидательной деятельности для достижения как личных целей, так и целей таможенной службы.

Продвижение по службе – это неотъемлемый элемент прохождения службы. Должностному лицу при надлежащем выполнении полномочий, зафиксированном при аттестации, предоставляется и обеспечивается право на продвижение по службе. Это право закреплено в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[5].

Таможни объединяют, реформируют раз в несколько лет, что даёт возможность устроиться или перевестись на вышестоящую должность. Структура таможни большая: есть Федеральная таможенная служба, региональное таможенное управление, таможня и посты, отделы таможенного оформления. И вся эта вертикаль доступна для развития.

Мнение о том, что таможенники из года в год, практически до пенсии занимаются одним и тем же на одной и той же должности, ошибочно. Любой из действующих сотрудников может записаться на конкурс и попробовать свои силы на любую другую должность. Действующие сотрудники таможенных органов порой переводятся в новые регионы, развиваются на других должностях. Поэтому, однажды устроившись в систему пусть даже на очень скромную вакансию, можно смело развиваться и строить успешную карьеру.

Подводя итог, необходимо отметить, что кадровая работа, в том числе мотивация должностных лиц к эффективной деятельности, выделена в таможенных органах в разряд приоритетных направлений. Первоочередной задачей для таможенных органов является обеспечение необходимых условий для трудовой мотивации. Это позволит стимулировать персонал, способствовать его профессиональной и творческой реализации, что, соответственно, повысит ответственность и результативность таможенной службы. В связи с этим можно с уверенностью утверждать, что целенаправленное планирование карьеры является фактором успешного мотивационного развития должностных лиц таможенных органов.

 

Список литературы

 

  1. Варинова А.С., Старых С.А. 2016. Сущность испытания при приеме на службу в таможенные органы – Молодежь и XXI век - 2016. №5. С. 250-252.
  2. Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г. 2014. Социальные стимулы в стратегиях мотивации государственных служащих – Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. № 4. С.120-130.
  3. Косых Е.А., Кондрусик М.А. 2018. Анализ кадрового обеспечения и возможностей карьерного роста сотрудников таможенных органов – Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. №3. С. 29-33.
  4. Соловьева В.Г., Кнышов А.В. 2017. Перспектива карьерного роста как мотивационный фактор эффективной деятельности должностных лиц таможенных органов – Научный альманах. №4-1(30). С. 278-281.

List of references

  1. Varinova A.S., Starykh S.A. 2016. The essence of the test for admission to service in the customs authorities Youth and XXI century - 2016. №5. S. 250-252.
  2. Zinchenko G.P., Zinchenko Ya.G. 2014. Social incentives in strategies for motivating civil servants Electronic bulletin of the Rostov Social and Economic Institute. № 4. S.120-130.
  3. Kosykh E.A., Kondrusik M.A. 2018. Analysis of staffing and career opportunities for customs officers Actual problems of the development of socio-economic systems: theory and practice. №3. S. 29-33.
  4. Solovyova V.G., Knyshov A.V. 2017. Career growth prospect as a motivational factor for the efficient activities of customs officials Scientific Almanac. №. 4-1 (30). S. 278-281.

 

[1] Косых Е.А., Кондрусик М.А. Анализ кадрового обеспечения и возможностей карьерного роста сотрудников таможенных органов – Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. 2018. №3. С. 29.

 

[2] Варинова А.С., Старых С.А. Сущность испытания при приеме на службу в таможенные органы – Молодежь и XXI век - 2016. 2016. №5. С. 250-252.

 

 

[3] Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г. Социальные стимулы в стратегиях мотивации государственных служащих – Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 4. С.123.

 

[4] Соловьева В.Г., Кнышов А.В. Перспектива карьерного роста как мотивационный фактор эффективной деятельности должностных лиц таможенных органов – Научный альманах. 2017. №4-1(30). С. 279.

 

[5] О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. –  2004. – 31 июля.