ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ, СО СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗОМ С РЕСПУБЛИКОЙ ТАТАРСТАН)

FEATURES OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE SYSTEM OF EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA, WITH A COMPARATIVE ANALYSIS WITH THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

Действенность государственной власти в рамках федеративного устройства Российской Федерации в большой степени обусловлена тем, в какой мере реализуется и осуществляет свою деятельность система исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

     Ключевым звеном в современной правовой системе является конституционная база законодательства, а также законы федерации и законодательство субъектов Российской Федерации. Так, помимо федеральной     Конституции   существуют   уставы (конституции) еще 85-и субъектов Российской Федерации.

     Конституция Российской Федерации предельно ясно разделяет федеральные органы государственной власти и органы государственной власти в субъектах Российской Федерации. Поэтому, система органов государственной власти состоит из органов, которые выражены в Конституции Российской Федерации, и из органов, которые образованы непосредственно субъектом Российской Федерации, это означает, что система органов государственной власти состоит из различных иерархически соподчиненных звеньев.

     Во-первых, принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в Республике Мордовия закреплены Конституцией Российской Федерации. Среди них можно выделить принцип разделения властей, принцип разграничение полномочий, принцип самостоятельности, принцип конституционности и принцип единства. Каждый принцип при осуществлении деятельности государственных органов помогает создать эффективную систему государственного управления, а также способствует формированию правового и демократического государства. Данные принципы являются правовой основой при реализации деятельности органов исполнительной власти, и помимо Конституции Российской Федерации находят свое выражение и в федеральном законодательстве, а также в законодательстве Республике Мордовия.

     Во-вторых, характеризуя исполнительную власть, необходимо отметить, что она является возможностью и способностью государства в лице государственных органов осуществлять определенную деятельность по исполнению законов, судебных решений, а также осуществлять в установленной законом распорядительную деятельность государства. Так, высший исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия - Правительство Республики Мордовия, реализуя свои полномочия, обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает охрану собственности и общественного порядка, занимается действиями по противодействию терроризма и экстремизма, борьбы с преступностью, ведет разработку проекта регионального бюджета Республики Мордовия, а также проектов программ социально-экономического развития. Помимо всего высший исполнительный орган управляет и распоряжается собственностью Республики Мордовия, а также осуществляет и иные возложенные полномочия. Можно отметить что полномочия высших исполнительных органов в разных субъектах Российской Федерации практически схожи. Существуют особенности, которые зависят от ряда факторов, во-первых это наличие специальных законов регулирующих правовой статус данного органа, то есть степень проработки зависит от качества исполняемых действий органами законодательной власти в субъекте Российской Федерации. Так, например при анализе законодательства в Республике Мордовия и Республике Татарстан, касаемого правового статуса высшего исполнительного органа субъекта, можно сделать вывод, что законодательные органы в Республике Мордовия успешнее раскрыли данный правовой статус, нежели законодательные органы в Республике Татарстан. Другим фактором будет являться наличие территориальных и национальных особенностей региона, от чего также в свою очередь будет зависеть наименование, полномочия высшего исполнительного органа власти. Так, например высший исполнительный орган в Республике Мордовия именуется Правительством Республики Мордовия, а высший исполнительной орган в Республике Татарстан именуется Кабинетом Министров Республики Татарстан. Данные положения характерны и для иных органов исполнительной власти в регионах, однако здесь проблема стоит намного шире, поскольку отсутствует четкая определенная модель системы иных органов исполнительной власти в регионах. В следствии чего разнообразие в регионах довольно широко.

     В-третьих, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации является должностное лицо, которое представляет субъект Российской Федерации и возглавляет исполнительную ветвь власти региона. При сравнительной характеристике, можно сделать вывод что правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, также зависит от национальных, территориальных и других традиций региона. Так, например перечень наименований должностей высших должностных лиц в субъектах Российской Федерации очень разнообразен, в Республике Татарстан именуется Президентом, в Республике Мордовия именуется Главой, в Краснодарском крае Губернатором, в Москве Мэром. Что характерно, особенности проявляются не только в наименовании должности, но и в круге прав и обязанностей.

     Сегодня перед законодателем стоит серьезная задача, которая заключается в определении единых и четких требований по организации и деятельности органов исполнительной власти для абсолютно всех субъектов Российской Федерации. Данная проблема весьма актуальна и требует профессионального и грамотного подхода к её решению. Поскольку решение данной задачи, например принятием соответствующего Федерального Закона, сделает шаг навстречу к эффективной и рациональной модели системы органов исполнительной власти в регионах Российской Федерации, что скажется на деятельности законодательных органов региона, на экономии бюджета региона, а также установлении настоящего федеративного государства в Российской Федерации.

 

Литература

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 г. URL: http://docs.cntd. ru/document/804950314 (дата обращения: 09.05.2017).
  3. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. URL: http://constitution. garant.ru/region/cons_tatar/ (дата обращения: 24.11.2018).
  4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 09.03.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.