Рабочая программа кружка по техническо — творческому направлению «Робототехника»

Введение  ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • интеграции образовательных областей;
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
  • учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Линейка конструкторов HUNA-MRT- Kicky-Basic предназначена для начинающих – это наборы серии GOMA (MRT1), FUN&BOT (MyRobotTime) и KICKY (MRT2). Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-8 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни. Работа с данным конструктором дарит возможность создавать яркие "Умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором. Lego WeDo - данный набор включает в себя следующее программное обеспечение: комплект занятий посвященных разным темам (интересные механизмы, дикие животные, играем в футбол и приключенческие истории), книгу для педагога, лицензию на одно рабочее место. Если программа устанавливается на несколько компьютеров, то понадобится лицензия на перворобота WeDo (одна лицензия на одно учебное учреждение). Данная программа использует технологию drag-and-drop, т.е. ребенку нужно перетащить мышкой необходимые команды из одной панели в другую в нужном порядке для составления программы движения робота. Программа работает на основе LabVIEW. В комплекте также находятся примеры программ и примеры построения различных роботов. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки, кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик. Комплект заданий Lego WeDo позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков, предоставляя им инструкции и инструментарий.

Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Кружок проводится 1 раз неделю в подготовительной группе. Посещают мальчики подготовительной группы.

Цель программы:

Формирование основных навыков робото-конструирования.

Задачи программы:

  1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и азам предметов информатика, физика.
  2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO.
  3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
  4. Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Ожидаемые результаты:

Для воспитанников:

  1. умение работать по предложенным инструкциям; 
  2. умение творчески подходить к решению задачи; 
  3. умение довести решение задачи до работающей модели; 
  4. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  5. умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Для педагога:

  1. Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
  2. Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.

Для родителей:

Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.

 

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области):

Познавательное развитие.

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.

Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.

Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.

Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Социально – коммуникативное развитие.

Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.

Речевое развитие.

Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей.

 

Тематическое планирование

Месяц

Содержание темы

Октябрь

1 неделя. Путешествие в страну роботов.

2 неделя знакомство с набором LEGO WEDO, НUNA MRT2

3 неделя Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo.

4 неделя Познакомить детей с деталями конструктора НUNA MRT2.

Участие в конкурсе «Роболенд» для детей 4-7лет

Ноябрь

1 неделя Знакомство с программным обеспечением LEGO WeDo.

2 неделя Проектирование программно-управляемой модели: Умная вертушка.

3 неделя «Машина» НUNA MRT2.

4неделя Проектирование программно-управляемой модели: Непотопляемый парусник

Декабрь

1 неделя. Проектирование программно-управляемой модели: Непотопляемый парусник.

2 неделя Правила поведения при работе с конструкторами HunoMRT Основные детали.

3 неделя. Проектирование программно-управляемой модели: Ликующие болельщики.

Январь

1 неделя. Проектирование программно-управляемой модели: Нападающий.

2 неделя.  Морские обитатели планеты «Хьюнаробо». Краб. Осьминог. Робот светофНUNA MRT2.

3 неделя. Проектирование программно-управляемой модели: Спасение самолёта.

4 неделя. Подготовка конкурсу  для детей 5-7лет «Сулусskills»

Февраль

1 неделя. Проектирование программно-управляемой модели: Спасение от великана.

2 неделя. Веселые друзья Кики. Козлик. Баран. Huno MRT

3  неделя. Проектирование программно-управляемой модели: Вратарь.

4 неделя. Знакомим Кики с праздником 23 февраля и делаем подарок - игру для папы. Рулетка Huno MRT

Март

1 неделя. Проектирование программно-управляемой модели: Порхающая птица.

2 неделя. Готовимся к полету с Кики. Самолет. Huno MRT

3 неделя. Проектирование программно-управляемой модели: Танцующие птицы.

4 неделя. Готовим подарок для мамы. Водяная мельница. Huno MRT

Апрель

1 неделя. Идем с Кики в магазин. Покупаем праздничное угощение для мамы.Весы. Huno MRT

2 неделя. Проектирование программно-управляемой модели: Голодный аллигатор.

3 неделя. В гостях у царя зверей с Кики. Лев. Лиса. Huno MRT

4 неделя. Робот – футболист. Huno MRT

Май

1неделя. В гостях у царя зверей с Кики. Лев. Лиса. Huno MRT

2неделя. Закрепление

3неделя. Роботурнир с использованием конструктора Huno MRT, LEGO WeDo

 

Список литературы:

  1. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М.: NT Press, 2006.
  2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  3. Конюх В. Основы робототехники. – М.: Феникс, 2008.
  4. Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием Lego Mindstorms, Выпускная квалификационная работа Пророковой А.А.
  5. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010.