ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ КОНВЕНЦИИ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

PROBLEMS OF CRIMINALIZATION OF ILLEGAL ENRICHMENT UNDER THE REQUIREMENTS OF THE UN CONVENTION AGAINST CORRUPTION

Нератификация Российской Федерацией статьи 20 Конвенции ООН против коррупции является распространенным доводом при дискредитации российского антикоррупционного законодательства. Тем не менее, данный факт имеет вполне обоснованные причины и не может являться индикатором изъянов в законодательстве.

Некоторые вопросы данного исследования уже были  затронуты в научной литературе. Например, в статье Конджакуляна К.М. «Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование)». [1]

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции была принята резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблии 31 октября 2003 года в городе Нью-Йорке. [2]

В России международные нормативно-правовые акты, как правило, ратифицируется путем принятии отдельного федерального закона, который подписывается Президентом РФ. Так, Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003, а 8 марта 2006 года вступил в силу Федеральный закон N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции". [3] В нем прямо указаны номера статей, в отношении которых Российская Федерация обладает юрисдикцией, и которые, как следствие, являются обязательными для исполнения. В этот список, помимо прочих, не вошла статья 20.

Обратимся непосредственно к содержанию данной статьи: «При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.» [4]

Иными словами, на чиновников налагается уголовная ответственность в случае обнаружения необъяснимого превышения стоимости принадлежащих им активов над задекларированным доходом.

В качестве основной причины, по которой данная статья не была принята, называется ее несоответствие законодательству РФ.

Во-первых, в российском праве отсутствует  юридическое определение «незаконного обогащения», вследствие чего при применении данной нормы в судебной практике неизбежно возникнут проблемы  толкования ряда других терминов, применяемых в статье, а именно: «значительное увеличение активов», «законные доходы» и «разумным образом».  Доказательство наличия умысла в действиях должностного лица также будет затруднительным.

Во-вторых, положения Главы 30 Уголовного кодекса РФ дают возможность вести борьбу с коррупцией практически по всем составам незаконного обогащения. В рамках отдельных статей криминализированы такие действия, как нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий, дача и получение взятки, служебный подлог, халатность и другие действия, за совершение которых предусмотрена ответственность в виде штрафов, лишения права занимать определенные должности, принудительные работы, а также лишение свободы. [5]

В-третьих, считается, что двадцатая статья Конвенции напрямую противоречит одному из фундаментальных принципов уголовного судопроизводства – презумпции невиновности, закрепленным статьей 49 Конституции РФ. [6] Действительно, требования данной статьи предполагают уголовное преследование для лиц, которые не могут объяснить, откуда у них появилось какое-то имущество. Это подразумевает презумпцию виновности, тогда как, с точки зрения российского права, доказательство наличия незаконного источника возникновения активов у публичного должностного лица – задача стороны обвинения. Само же лицо не обязано доказывать свою невиновность. [7]

Помимо УК РФ в рамках реализации данной Конвенции в России действуют следующие нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ
  2. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ
  3. Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03.12.2012 N 230-ФЗ
  4. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"

Обратимся к международному опыту. По состоянию на ноябрь 2019 года Конвенцию не ратифицировали только КНДР, Сомали и Суринам. [8] Тем не менее, даже страны, ратифицировавшие статью 20, (США, Нидерланды, Италия, Франция, Испания, Швеция и другие) на практике не реализовали ее требования, поскольку это является нарушением принципа презумпции невиновности.

Таким образом, несмотря на объективную необходимость усовершенствования российского законодательства в области борьбы с коррупцией, ратификация положений статьи 20 Конвенции ООН против коррупции не является необходимой и результативной мерой. Это доказывает сложность применения их на практике международным сообществом, а также наличие состава преступления «незаконное обогащение» в рамках ряда других преступлений, криминализованных в РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. К. М. Конджакулян, «Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование)» Государственная власть и местное самоуправление, № 1, 2015.
  2. «Резолюция 58/4. О принятии Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [В Интернете]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901922914.
  3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 08.03.2006 N 40-ФЗ [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59047/.
  4. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121140/.
  5. УК РФ Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/626d65a0e69702601de8926431bf4d60be7c37c4/.
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Статья 49 [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/780291ec1777fd4e50e27106bea5925f70f298c7/.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019), Статья 14. Презумпция невиновности [В Интернете]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/50cc4ba5b9174a79ff3a7c8fe091aed08316c8f9/.
  8. The United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), Signature and Ratification Status [В Интернете]. Режим доступа: http://www.unodc.org/unodc/en/corruption/ratification-status.html.