АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR CORRUPTION OFFENSES

На сегодняшний день коррупция в Российской Федерации является проблемой, требующей к себе особого внимания. Коррупция оказывает негативное воздействие на все сферы жизни общества и влечёт, в частности, расширение криминального сектора теневой экономики, нарушение рыночных механизмов, неэффективное использованию бюджетных средств, увеличение социального неравенства, нарушение прав и свобод граждан и разрушение демократических устоев общества. Коррупция является основным препятствием для стабильного социально-экономического развития страны.

Коррупция как социальное явление имеет глубокие исторические корни и наблюдается по всему миру на протяжении многих веков. Активная борьба с коррупцией началась после принятия Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Конвенция возложила на каждое из государств-участников обязанность по разработке государственной политики в части противодействия и предупреждения коррупции, повышению эффективности антикоррупционных мер и развитию координации по вопросам борьбы с коррупцией на международном и региональном уровне. Российская Федерация подписала Конвенцию 31 декабря 2003 года, а ратифицировала в 2006 году. Как следствие был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции). В данном законе раскрыты основные принципы, на которых строится система противодействия коррупции в нашей стране, способы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также методы устранения последствий коррупционных правонарушений.

Стоит отметить, что в Законе о противодействии коррупции даётся понятие коррупции, которое содержит лишь некоторые коррупционные правонарушения, но не раскрывает точные критерии, по которым деяние может быть определено как коррупционное. Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [1]. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Привлечение к административной ответственности лиц, совершивших коррупционные деяния, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) является нормативно-правовым документом, в соответствии с которым происходит привлечение к административной ответственности лиц, совершивших коррупционные деяния. В настоящее время в КоАП РФ нет составов преступлений под названием «коррупция». Имеется лишь открытый перечень правонарушений, предусматривающий административную ответственность за деяния, охватываемые понятием «коррупция».

К числу административных коррупционных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ можно отнести следующие [2]:

  1. административные правонарушения, предусмотренные гл. 5 КоАП РФ (ст. ст. 5.16 – 5.20; 5.45-5.48; 5.50; 5.52), содержат правонарушения, связанные с процедурами проведения выборов и референдумов.
  2. административные правонарушения, предусмотренные гл. 7 КоАП РФ, содержат правонарушения, связанные с
  • охраной собственности (Ст. 7.27 «Мелкое хищение» в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты);
  • несоблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. ст. 7.29 - 7.32).
  1. административные правонарушения, предусмотренные гл. 14 КоАП РФ: «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления» (ст. 14.9).
  2. административные правонарушения, предусмотренные гл. 15 КоАП РФ, содержат правонарушения, связанные с
  • нецелевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14);
  • неправомерным использованием инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ст. 15.21).
  1. административные правонарушения, предусмотренные гл. 19 КоАП РФ:
  • «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28).
  • «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» (ст. 19.29).

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2018 году за все административные правонарушения коррупционной направленности наложено штрафов на общую сумму свыше 900 млн. руб. Несмотря на внушительные размеры наложенных штрафов в целом, в течение ряда лет имеется проблема с обеспечением их взыскания: за 2018 год только 40% от общей суммы наложенных штрафов поступили в бюджет [3].

Как уже отмечалось, правонарушения коррупционного характера не объединены в КоАП РФ в специальную главу, в отличие от Уголовного кодекса РФ, они размещены в разных главах, что затрудняет возможность их применения. Эффективное противодействия коррупции возможно только при условии совершенствования действующего административного законодательства в области коррупционных правонарушений.

Для решения этой проблемы необходимо создание в Особенной части КоАП РФ самостоятельной главы «Коррупционные правонарушения» с включением в нее всех составов административных правонарушений коррупционной направленности либо дополнение главы 17 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти» вышеуказанными нормами.

Своевременное выявление и пресечение административных правонарушений способствует общей профилактике коррупции. Эффективность антикоррупционных мер может быть достигнута комплексным подходом к решению проблемы коррупции, а также совместными усилиями государства и общества.

Список литературы

  1. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. По постановлениям прокуроров более 7 тысяч лиц привлечены к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений [В Интернете] // genproc.gov.ru – Генеральная Прокуратура РФ, 21 Марта 2019 г. - https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1575524/
  4. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президенства: вопросы соотношения. (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения)М., Юрлитинформ, 2013.
  5. Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения. М.: Юрлитинформ, 2014.
  6. Конджакулян К.М.  Исполнительная власть в Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление, 2012, № 1.
  7. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты  государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1. 
  8. Конджакулян К.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  и Защитник в Республике Армения  в системе органов государственной власти // Закон и право. № 12. 2015. 
  9. Конджакулян К.М.  Президент в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
  10. Конджакулян К.М. Сущность института президентства в РФ и РА //  Конституционное и муниципальное право. 2010. № 10.
  11. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. 2015. № 2.
  12. Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.