НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с внедрением на современном этапе метода зеркального сопоставления данных внешней торговли товарами, специалисты получили возможность отслеживать результаты внешней экономической деятельности не только России, но и всего мира. Необходимо отметить, что возможности представленного метода достаточно широки и позволяют выявлять расхождения в результатах торговли на внешнем рынке, путем сравнения внутренней статистики нашей страны (информация предоставляется Федеральной таможенной службой России) и данных статистических служб торговых – партнеров. Обращает внимание тот факт, что результаты экспортно – импортных операций должны совпадать, так как сумма товаров вывезенная из России в другие страны и ввезенная в неё должна быть равноценной. По данным Центрального банка РФ за период 2002 – 2017 г., численные результаты импорта и экспорта не имеют совпадений. Специалисты банка России объясняют данные расхождения методологическими и техническими факторами.

На наш взгляд в данном аспекте необходимо обратить внимание и на факторы, позволяющие наиболее точно оценить сумму полученных в итоге расхождений:

  • Обстоятельство непреодолимой силы (в России обстоятельство непреодолимой силы регулируется п. 3 ст. 401 ГК РФ кодексом).

Разные методы учета экспорта и импорта. Метод учета экспорта и импорта в РФ значительно отличается от западных стран. В России используется стандарты ООН, а так же международные правила Инкотермс. Согласно данным методикам цены товаров на экспорт и импорт рассчитываются по условиям ФОБ (франко - борт) и СИФ (стоимость, страхование и фрахт). СИФ рассчитывается по формуле цена товара производителя + расходы на страхование + расходы на фрахт судна. Под ФОБ специалистами подразумевается возложение обязанности на продавца по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления. Так как в западных странах данное руководство не работает, здесь и начинает возникать расхождения в результатах.

В отличие от западных стран в России при введении статистики учитывают происхождение товара и страну реализации. Например: в Голландии находится одна из крупнейших цветочных бирж во всем мире. Товар на эту биржу поставляется из различных стран, но при реализации цветов экспорт и платежи сделки будут учитываться как голландские. Предположим, что цветы поступили на биржу из Франции, и они были проданы в Россию. При учете данной сделки по импорту Россией произойдет удваивание экспортной статистики, так как цветы будут учтены как голландский экспорт, и как французский экспорт. Поэтому, статистические органы РФ для точности расчетов используют коэффициент трансформации, который равен для стран дальнего зарубежья 5,88% и стран СНГ, не имеющих границу с РФ 10,2%.

  • Полулегальная и нелегальная деятельность.

К полулегальной деятельности относят: занижение или завышение объемов перевозимого товара для махинаций с налоговыми платежами; умышленное избегание регистрации товара при пересечении границы; регистрация товаров под ложными товарными кодами, для снижения таможенных платежей.

Данная деятельность относится к мошенничеству или к серой контрабанде. Пример: поставка товаров в Россию с Украины через Белоруссию, которая используется как транзитная или буферная зона.

Нелегальная деятельность относится к черной контрабанде, товар в данном случае перевозят нелегально. В России санкции за контрабанду предусмотрены статьями 200.1 ,200.2, 226.1, 229.1 УК РФ. Например: перевозка товаров через тропы и коридоры границы РФ, где нет таможенных служб.

Для рассмотрения данных факторов, необходимо обратиться к данным Банка России (табл. 1). Знак минус в представленной таблице обозначает, что данные ФТС ниже значений иностранных таможенных служб, знак плюс указывает на их превышение.

Таблица 1. Расхождение результатов во внешней торговле РФ, после приведения к европейским стандартам (млрд. долл.)

Год

Импорт

Экспорт

%, импорт

%, экспорт

2002

-13,123

-3,723

23

3

2003

-19,840

-7,060

26

5

2004

-29,616

-11,094

29

6

2005

-34,363

-2,964

27

1

2006

-32,151

-1,654

20

1

2007

-37,963

-1,838

17

1

2008

-32,519

2,531

11

1

2009

-1,775

-7,183

1

2

2010

-5,402

-3,174

2

1

2011

-7,098

-5,181

2

1

2012

-12,091

-5,631

4

1

2013

-17,793

7,770

6

1

2014

-16,023

10,753

5

2

2015

-5,665

10,374

3

3

2016

-2,749

-0,560

2

0,2

2017

-4,732

0,845

2

0,24

Итого:

272,903

82,335

-

-

 

На основании данных таблицы 1, можно сделать вывод о том, что с 2002 – 2010 годы по импорту наблюдалась тенденция поддержания высокого уровня ввоза контрафактной продукции, кроме 2009 и 2010 годов. Сумма искажений составила 206,752 млрд. долларов. В эти периоды преобладало несовершенство правого законодательства, монопольное положение и недобросовестное введения бизнеса на внутреннем рынке РФ.

Среднее отклонения по импорту составляет 19 % от суммы проводимых сделок  за период 2002 – 2010 год. Существенное снижение доли объема расхождений в результатах в период с 2009 – 2010 год, является следствием мирового финансового кризиса 2008 года, из-за которого существенно снизилась доля как легальных импортных и экспортных сделок, так и операций, проводимых с нарушением законодательства. По экспортным операциям следует отметить период с 2002 – 2004 год, так как в нем отклонения по экспорту в среднем составили 4,7%, что является самыми большими показателями за весь период. Общее отклонения за 2002-2010 год составило около 41 млрд. долларов в отрицательную сторону.

За период 2011 – 2017 год импорт, ввозимый в Россию, не отражался в данных ФТС РФ, то есть товары прошли границу РФ полулегально или нелегально. Большой всплеск ввезенных товаров с нарушениями наблюдается с 2012 по 2014 год, он составил 45,907 млрд. долларов или 82% от общей суммы расхождений по импорту за 2011 - 2015 год, то есть объемы фактически ввозимых товаров на территорию РФ ниже не учитывались (черная контрабанда). Расхождения по экспорту с 2011-2017 год составили 41,3461 млрд. долларов. Следует отметить, что в отличие от импорта были периоды, когда данные ФТС наоборот превышали статистику иностранных государств, так как российские компании умышленно завышали объемы экспортируемых товаров для увеличения возмещаемого НДС. В 2011,2012,2016 годах сумма искажения составила - 11,372 млрд. долларов или 28% от общей суммы, остальные результаты были положительные. Значительный дисбаланс по статистике наблюдался с 2013 по 2015 год и был равен 28,717 млрд. долларов или 69% от общих итогов по экспорту за 2011 – 2015 год, данный факт объясняется тем, что одна из стран искусственно занижала объем доли товаров (серая контрабанда).

На наш взгляд, значимые расхождения наблюдаются в период введения санкций США и стран НАТО против Российской Федерации. В эти периоды российские и зарубежные компании заключали сделки в обход официальной регистрации. Таким образом, одна организация регистрировала сделку через границу, а вторая получала товар незаконно.

Ужесточение санкций против России странами НАТО в 2015 году привело к уходу организаций в теневую экономику. Подтверждением этого является минимальные отклонения в период с2016 по 2017 год, которые составили по импорту менее 5 млрд. долларов, а по экспорту 1 млрд. долларов. Общая сумма отклонений по импорту составила около 273 млрд. долларов, то есть в среднем в РФ каждый год ввозили контрафактной продукции на сумму17 млрд. долларов.

Решение вопроса связанного с расхождением внешней торговли РФ мы видим в создании единой базы, которая будет содержать данные о перемещении товаров. Она должна быть интегрирована с профильными российскими ведомствами – Федеральной налоговой службой РФ, Министерством Финансов РФ, Центральным Банком РФ, а также с базами данных по экспорту и импорту таможен зарубежных государств. Единая база данных позволит получать результаты внешнеэкономической деятельности из ФТС уже приведенные к европейским стандартам, что значительно упростит учет для Банка России. Кроме того, позволит избежать значительных погрешностей при зеркальном сопоставлении итогов внешней торговли РФ с остальными странами.

Помимо базы данных следует перевести документооборот с бумаги в электронную технологию блокчейн. Данная технология позволит отслеживать сертификацию и происхождения товара в целом, что поможет упростить проверку достоверности заявленных сведений. В связи с этим, повысится прозрачность передаваемых данных и уменьшится случаи утраты товара или предоставления недостоверных сведений. При помощи данной технологии таможенная служба повысит уровень информации об этапах перемещения товара с момента изготовления до выпуска для внутреннего потребления или реализации.

Также, особое внимание следует уделить модернизации материально-техническое обеспечение таможенной службы, позволяющей осуществлять контроль за особо проблемными участками территории.

Библиографический список:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Комментарий к сравнительным таблицам внешней торговли товарами при зеркальном сопоставлении официальный сайт ЦБ РФ. URL: https://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade/mirror.pdf (дата обращения 17.11.2019).
  4. Таблицы зеркального сопоставления по экпорту и импорту, официальный сайт ЦБ РФ. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения 17.11.2019).