УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

CRIMINAL LIABILITY FOR ENVIRONMENTAL CRIMES ON THE LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

Экологическая безопасность в Российской Федерации является одной из приоритетных направлений государственной политики. Право на благоприятную окружающую среду является одним из неотчуждаемых прав человека, что гарантировано Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет следующее: «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1]. Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [3] экологическая безопасность была объявлена как одна из составляющих элементов национальной безопасности. Необходимость законодательного регулирования уголовной ответственности за совершение экологических преступлений предопределило появление самостоятельной главы Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Меры уголовной ответственности выполняют одну из главных предупредительных функций и традиционно рассматривается как самый эффективный уголовно-правовой способ искоренения преступности.

Законодателем были определены основные виды наказаний, применяемых за совершение экологических преступлений [2]:

  • штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;
  • обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);
  • исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);
  • ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);
  • арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);
  • лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Статьями главы 26 УК РФ предусмотрен широкий перечень наказаний за совершение экологических преступлений, однако не все они на практике применяются комплексно. Так, за период 2016-2018 гг. в качестве меры наказания за совершение экологических преступлений судами чаще всего применялся судебный штраф (Рисунок 1) [5].

Рис. 1 – Виды наказаний, применяемых за совершение экологических преступлений

На основе анализа официальных данных Верховного суда Российской Федерации можно сделать вывод о том, что среди наказаний за совершение экологических преступлений широко применяется штраф, обязательные и исправительные работы. На мой взгляд, данные меры являются недостаточно эффективными, поскольку большинство лиц в данном случае остается практически безнаказанными. Данный фактор провоцирует на создание новых способов совершения экологических преступлений, что усиливает уровень общественной опасности.

Меры уголовной ответственности в Российской Федерации и зарубежных государствах имеют свои отличительные особенности.

Так, в  Уголовном кодексе Федеративной Республики Германия (далее – УК ФРГ) экологическим преступлениям посвящен раздел XXIX «Экологические преступные деяния», где уголовная ответственность предусмотрена не только за факт совершения экологических преступлений, но и за покушение на таковые. УК ФРГ в качестве источников экологической опасности рассматривает техногенные сооружения, опасные химические и радиоактивные предметы. Основными видами наказания являются лишение свободы и денежный штраф.

В Нидерландах наряду с Уголовным кодексом действует значительное число специальных уголовных законов, которые регулируют вопросы охраны окружающей среды. Первым актом законодательства об охране окружающей природной среды Нидерландов явился закон о зловредности 1875 г., который и сейчас является основой природоохранительной политики региональных властей.

В Швеции действует так называемый Кодекс окружающей среды, который объединил в себе положения законодательных актов в области охраны окружающей среды.  Кодекс признает охрану окружающей среды, а также защиту жизни и здоровья человека как одно из важных направлений законодательного регулирования ответственности за совершение преступных посягательств против экологической безопасности.

Установление уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления является отличительной особенностью уголовного законодательства ряда зарубежных стран (Англии, Австрии, Бельгии, Дании, КНР, ФРГ, Франции, Финляндии, США) [4, C. 65]. Возможность привлечения юридического лица к уголовной ответственности обосновывается тем, что многие физические лица, прикрывают свои действия опасным производством какого-либо юридического лица, собственником или участником которого они являются и, как следствие, юридическими лицами наносится существенный ущерб окружающей среде, что усиливает уровень общественной опасности.

Таким образом, уголовной ответственности за совершение экологических преступлений уделяется особое внимание не только в Российской Федерации, но и на уровне мирового сообщества, поскольку нарушение экологии, уничтожение флоры и фауны, загрязнение вод и воздуха, осквернение почвы приводит к самым негативным последствиям, под угрозой которых находится не только окружающая среда, но и здоровье населения.

 

Список литературы / References

  1. Конституция Российской Федерации: [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - - № 4. - Ст. 445.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон [от 13.06.1996 № 63-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Cт. 2156.
  3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации [от 31.12.2015 г. № 683] // Собрание законодательства Российской Федерации. -   - № 1 (часть II) ст. 212.
  4. Джунусова Д.Н. Экологическая преступность и ответственность за экологические преступления [Текст]: монография / Д.Н. Джунусова. - Москва: Академия естествознания. - - 135 с.
  5. Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vsrf.ru (Дата обращения: 22.10.2019).