АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С.Т. ШАЦКОГО

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – является крупной фигурой педагогики России XX столетия.  Он из ярких представителей отечественной педагогики советского периода. Это человек широкого образования и большой культуры, вдохновенный строитель советской трудовой школы, отдавший педагогической деятельности всю свою сознательную жизнь.

Хотелось бы рассмотреть некоторые аксиологические аспекты (на примере воспитательного процесса ) в педагогической системе русского педагога начала XX века Шацкого Станислава Теофиловича.

Приведем основные постулаты, на которых основана идея социального  воспитания  С. Т. Шацкого: фактор влияния социальной среды на личность ребенка означает, что научный подход в педагогике начинается там, где воспитание ребенка осуществляется на основе познанных фактов воздействия  окружающей среды. Все факторы, оказывающие влияние на ребенка С. Т. Шацкий разделил на 2 категории:

-  природные (или первичные) – «Воздух, тепло, свет, одежда являются важнейшими факторами биологического развития ребенка. Педагогам и родителям надо научиться управлять этими факторами, разумно использовать их для укрепления здоровья детей. Только при условии тесного сотрудничества с населением и общественными организациями школа может эффективноa решать воспитательные задачи»[1];

- социальные (вторичные) – орудия, инструменты и т. д. «…умения и способы обращаться с вещами, инструментами, материалами, сложные и простые организационные навыки, степень достатка в семье, материальную обеспеченность и т. д.»[2].

Особо ценным является тот фактор, что Шацкий стремился опереться в воспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу за создание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей. В педагогической деятельности Шацкого С. Т. педагогическая среда была богата стимулами и возможностями удовлетворения самых разнообразных интересов детства, отрочества и юности. Среда создавалась и совершенствовалась, укреплялась непрестанно руками, мыслью, чувствами воспитанников и воспитателей. Очевидно, что Станислав Теофилович один из немногих педагогов 20-х годов 20-го века осуществил попытку осмысления процесса социального формирования личности, приняв за основу взгляды Крупской Н.К., Луначарского А.Л.  Хотя сам Шацкий С. Т. писал, что его система факторов не претендует ни на полноту, ни на точность, а лишь необходима ему как рабочая гипотеза для рассмотрения педагогических явлений.

Следующей ценностной идеей педагогической системы Шацкого С. Т. является идея воспитания ребенка в стенах школы, которое он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, ровесников, взрослых и других – большим педагогическим процессом. Школа, по мнению, Шацкого выступает центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района.

Первая опытная станция по народному образованию есть практическое воплощение идей С. Т. Шацкого – это учреждение определенного типа, созданное для изучения процесса взаимодействия школы и социальной среды, а также разработки других актуальных вопросов. Ориентация не на количество, а на качество работы, идейная убежденность, высокая дисциплинированность были типичными для работы пионерской и комсомольской организации  Первой опытной станции под руководством С. Т. Шацкого.

С. Т. Шацкий большую часть своей жизни посвятил созданию и реализации трудовой школы. По его мнению, трудовая школа – это организованная детская жизнь, которая способствует разностороннему развитию: «Если бы мы умели обслуживать детей всесторонне – и со стороны умственной и эмоциональной, то мы имели бы наиболее совершенный образец организации трудовой школы [2]». Основой трудовой школы Шацкого являлся труд, который сочетался с интеллектуальной, эмоциональной, физической, общественной работой. Эта школа, также как и  и дошкольное учреждение, исходила из возможностей и интересов ребенка, и была направлена на всестороннее развитие.

Целью трудовой школы он считал, обеспечение радостной и содержательной жизни, учитывающей индивидуальные и возрастные особенности детей, которые бы способствовали развитию ребенка, а не приносили его в жертву на «социальный заказ общества».Главной задачей трудовой школы было: дать детям жить здесь и сейчас, а не готовить их к взрослой жизни. Необходимо содействовать явлениям растущего организма, индивидуально и в группе, и в специально организованных для этого формах. Школа  такого рода благоприятно влияла на развитие интеллекта, воли, его эмоций через активное познание им социального опыта. Физический труд, по убеждениям Шацкого, оказывает организующее, сильнейшее влияние на жизнь детского коллектива.

Главным отличием и преимуществом трудовой школы Шацкого, от других созданных школ, заключалось в том, что она носила общеобразовательный характер, выстраивалась на основе ведущих составляющих деятельности ребенка, удовлетворяла его интересы и потребности, организовывала трудовую деятельность как в станах школы, так и вне них.

И, конечно, же, она развивала ребенка всесторонне. Данная школьная модель предполагала изучение жизни и участие ребенка в ней. Трудовая школа ориентировалась на творческую деятельность детей, на их самостоятельность в поиске решений проблемы. Ученикам давалась свобода в выборе своего творческого дела, и была направлена на решение прикладной задачи.

Эффективно работающая школа, по С. Т. Шацкому, глубоко связана прежде всего, с семьей. И это еще одна ценностная идея.

В третьем томе педагогических сочинений С. Т. Шацкого приведена схема обследования семьи, которая впоследствии неоднократно совершенствовалась [3].  Самому тщательному анализу подвергались отношения в семье: взаимоотношения отца и матери, а также между другими членами семьи, отношение родителей к поступкам и интересам ребенка. А также собирались сведения о материальном благосостоянии семьи, условиях проживания, одежде, питании и т. д.  К работе в школьных комитетах привлекалась общественность: представители населения, выбранные на сходках, родители. Первой опытной станцией под руководством Шацкого систематически проводились съезды школьных комитетов, где обсуждались насущные вопросы жизни школы и деревни. Эти знания служили фундаментом организации совместной работы со школой над вопросами воспитания детей.  Модель взаимодействия общественности со школой актуальна и в сегодняшнем мире (формирование и работа родительских комитетов школ).

В современном мире вопрос взаимодействия семьи и школы в построении модели совместного воспитания ребенка наиболее актуален. Он является основой современных педагогических приемов и позволяет достичь максимального результата в воспитании ребенка.

Однако, кроме работы с семьей, по мнению Шацкого С. Т. необходимо было тесное сотрудничество с общественными организациями, поэтому педагоги начала 20-го века, прежде всего, стремились укрепить школьные пионерские и комсомольские организации. Актуальность взаимодействия определялась  взаимосвязью ценностных ориентиров общества и воспитания подрастающего поколения. Главная задача для таких организаций была учеба и участие в строительстве новой жизни – различие же заключалось в степени организованности, дисциплины и ответственности, становление личности через социальную среду (социализация, инкультурация личности).

Мне думается, что идея привлечения ребенка в жизнь сторонних организаций, занимающихся обучением и воспитанием ребенка,  и умелое построение сотрудничества педагога и воспитанника в русле единого воспитательного процесса, это важное направление педагогического процесса.

Если проектировать данную мысль на особенности современных условий жизни общества, в рамках которых протекает педагогическая деятельность, то взаимодействие школы и системы дополнительного образования как нельзя гармонично отображает ценностную идею начала 20- го века о всестороннем развитии личности, значимую и сейчас.

Все воспитательные системы – есть продукт и порождение времени. Педагогические идеи начала 20 века не утратили актуальности в настоящее время, но трансформируются и адаптируются в связи с современными запросами общества.

Таким образом, в данной статье рассмотрен аксиологический потенциал педагогической системы воспитания Шацкого С.Т.

Реализация воспитательной системы типа Первой опытной станции в современных условиях позволила бы решить одну из  воспитательных проблем 21 века: установить эффективную связь педагогической науки и педагогической практики, семьи и школы. Тот факт, что до сих пор педагогическое наследие Станислава Теофиловича Шацкого не утратило актуальности говорит о том, что оно имеет хороший творческий потенциал воспитательной системы.

В заключении думаю, будет правильным привести некоторые факты биографии С. Т. Шацкого, поскольку личность ученого как в зеркале отражена в этапах его жизненного пути [4].

С. Т. Шацкий (1 июня 1878 – 30 октября 1934). Окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт, был педагогом – экспериментатором. С 1905 начал практическую педагогическую работу. Организовал вместе с группой товарищей (Зеленко, Шлегер, Фортунатовы и др.) детскую трудовую колонию, детские клубы на окраинах Москвы, экспериментальный детский сад и школу, политехнические курсы для рабочей молодежи.   В 1906г. организовал общество «Сетлемент», которое в 1908г было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. В 1909г. руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911г. основал колонию для подростков «Бодрая жизнь».  В 1917 (с июля) — заведующий отделом нар. образования при Московской городской управе.  В 1919 руководимая Ш. колония была реорганизована в «Первую опытную станцию по народному образованию». В 1921 он вошел в первый состав членов ГУС Наркомпроса, и вся последующая работа Ш. протекала в Наркомпросе.  С 1929 Ш. — член коллегии Наркомпроса, Совета опытных учреждений, с 1931 — директор Московской консерватории . Педагогическая деятельность Ш. представляет собою яркий пример непрерывных и глубоких педагогических исканий и. в то же время постепенного освобождения от мелкобуржуазных идей о «свободном воспитании» и замены их марксистско-ленинской педагогической концепцией.  Главнейшими литературными работами Ш. являются следующие: «Бодрая жизнь» (описание одного из первых педагогических опытов Ш.), «Годы исканий» и др. Шацкий, Станислав Теофилович Род. 1878, ум. 1934. Педагог, специалист по проблемам школы, формированию детского коллектива и др. Создатель детской трудовой колонии «Бодрая жизнь» (1911, Калужская губ.), Первой опытной станции по народному образованию (1919) и др.

 

 

Использованные источники

  1. Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. М., 1999
  2. Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы? // Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1980. – Т.2
  3. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения (в 4-х томах). Сост. Морозова Г.Ф. – М., 1962
  4. История педагогики (интернет-ресурс: http://www.gala-d.ru/parts.html)