НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ МЕЖДУ НАСЕЛЕНИЕМ И МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Построение эффективного взаимодействия между органами власти и населением является важной задачей современного этапа развития России.

При этом важно отметить, что построение демократического гражданского общества невозможно без диалога между властью и народом. На сегодняшний день вопросы взаимодействия местных органов власти и населения являются достаточно актуальными, именно поэтому данную проблему регулирует значительное количество нормативно-правовых актов.

Основополагающим нормативно-правовым актом, определяющим принципы построения коммуникаций между органами власти и населением является Конституция Российской Федерации.  В частности, статьей 33 Конституции РФ предусмотрено право граждан обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления. Также к принципам организации коммуникации между органами государственной власти и населением можно отметить, требование статьи 24 Конституции РФ, определяющей  необходимость предоставления доступа гражданам к информации непосредственно затрагивающей их права и свободы, если иное не предусмотрено законом.[1]

Как правило, взаимодействие граждан с органами государственной власти осуществляется  в нескольких направлениях:

  • по средствам обращения. В данном случае инициатором взаимодействия выступает гражданин или общественное объединение;
  • по средствам публикации информации в СМИ;
  • использование современных информационных ресурсов для взаимодействии с гражданами. (В данном случае рассматривается создание сайта органа государственной власти, использование социальных сетей и т.д).

Правовые аспекты организации взаимодействия органов государственной власти и населения по средствам обращений определяются  следующими законодательными актами: Конституция РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2]. В Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[3], определяются формы обращений граждан (личный прием, письменная или по средствам электронных коммуникаций). Сроки реагирования органов государственной власти на обращение граждан и т.д. При этом можно отметить, что указанный закон имеет ряд неточностей, в частности не определен порядок проведения личного приема и его периодичность.

Исследуя вопросы взаимодействия органов государственной власти и населения необходимо также рассмотреть Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[4]. Данным законом определяются основные принципы предоставления населению доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В частности, в ст.4 определяется принцип открытости и доступности информации. Данный принцип можно считать одним из основополагающий принципов, обеспечивающих построение коммуникации между населением и органами государственной власти. С одной стороны это обеспечивает общественный контроль за деятельностью органов власти, а с другой стороны способствует большей политической активности населения.

Необходимо отметить, что указанный выше закон не посвящен полностью вопросам регулирования функционирования сайтов государственных органов власти и органов местного самоуправления, а вводит новый институт предоставления гражданам информации о работе государственных органов. Вопросы Интернета рассматриваются именно в разрезе обеспечения открытого и беспрепятственного доступа к этим данным.

Важной особенностью закона являлось то, что в нем впервые на законодательном уровне определилось понятие официальный сайт государственного органа — это сайт в сети Интернет, содержащий информацию о деятельности органа, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу.

Как видим, определение вполне удачное — под понятие официального сайта попадут также и поддомены и поддиректории на веб-серверах. Правда, для полноты определения все же стоило рассказать что такое «сайт». Но, видимо, это уже понятие аксиоматическое.

Важно обратить  также внимание на то, что доменное имя должно быть оформлено на государственный орган, а не на IT-шника, руководителя органа, что позволяет сохранить и законодательно закрепить права на домен именно за самим органом и случае ухода ответственного лица органу государственной власти не придется менять домен и адрес сайта.

Но при этом в законе отсутствуют требования к размещаемой на сайте органа государственной власти или местного самоуправления информации. Это приводит к тому, что на некоторых сайтах органов государственной власти публикуется информация, касательно деятельности определенных партий, что ставит данные партии в более выгодное положения.

При исследовании правового регулирования построения коммуникаций между органами власти и населением также необходимо рассмотреть Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601, которым была утверждена концепция «Российская общественная инициатива» (РОИ)[5], предусматривающая создание условий для публичного представления граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет. Концепция предусматривала рассмотрение предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение 1 года.

Можно отметить, что на сегодняшний день отсутствуют нормативно-правовые нормы регулирующие требования к организации и учету общений граждан полученных в рамках информационного взаимодействия, в частности отправки сообщений через сайт органа государственной власти или личным сообщением руководителю органа государственной власти в социальных сетях.

Многие эксперты высказывают мнение о необходимости введения нормативно-правовых норм, регулирующих требования к публикациям сообщений от органов государственной власти в социальных сетях и разграничение рабочей страницы и личной, что при водит к тому, что публичное лицо посредствам публикации постов в социальных сетях высказывает свое личное мнение, которое ущемляет или оскорбляет других граждан и воспринимается гражданами как официальная позиция органов государственной власти.

Таким образом, взаимодействие органов местного самоуправления с населением нашло закрепление в нормативных правовых актах различного уровня. Однако, как показал анализ, современные вызовы требуют расширения участия населения и общественных институтов в процессах решения вопросов местного значения. Недостаточно, чтобы данные вопросы реализовывались только органами местного самоуправления.

 

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. // СПС «Консультант плюс» // Электронный ресурс – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» // Электронный ресурс – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/
  3. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» // Электронный ресурс – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/
  4. Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс» // Электронный ресурс – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/
  5. Указ Президента Российской Федерации № 601 от 12.05.2012 г. "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" // СПС «Консультант Плюс» // Электронный ресурс – Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/