СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА, ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

В современном динамично развивающемся мире ни одна крупная компания не может успешно функционировать без оценки стоимости своего бизнеса.

Наиболее распространенными в мировой практике подходами к оценке являются доходный, рыночный и затратный. Подход к оценке стоимости организации — это совокупность методов, объединенных общей методологией. В свою очередь, метод оценки стоимости бизнеса — это упорядоченные процедуры, позволяющие оценить стоимость организации. В таблице 1 представлены основные подходы и методы к оценке стоимости бизнеса.

Таблица 1 —Подходы и методы к оценке стоимости предприятия (бизнеса)  

Доходный подход базируется на показателе дохода, который определяет величину стоимости бизнеса, то есть чем выше доход, тем выше стоимость бизнеса. Однако необходимо учитывать временные рамки получения дохода, степень и виды рисков. Оценка стоимости организации в рамках доходного подхода проводится методом дисконтирования и капитализации. Сущность первого метода заключается в расчете текущей стоимости доходов будущих периодов, которые образуются в результате функционирования фирмы и возможной последующей ее продажи. Сущность метода капитализации заключается в преобразовании дохода в стоимость.

Затратный подход основывается на определении совокупности затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения предприятия с учетом износа его активов. Основная формула стоимости бизнеса в рамках данного подхода: активы минус обязательства. Для определения ликвидационной стоимости дополнительно надо учитывать все затраты, непосредственно связанные с ликвидацией активов организации.

         Рыночный подход к определению стоимости бизнеса представляет собой куплю-продажу активов (обязательств) с учетом информированности каждой стороны о предприятии. В основе метода компаний-аналогов лежит стоимость аналогичных предприятий, то есть аналогом признается объект схожий с объектом оценки по технико-экономическим, материальным и иным характеристикам, определяющим его стоимость. Методы компаний-аналогов и сделок по своей сути схожи, различие состоит в величине оцениваемого пакета акций организации. Метод отраслевых коэффициентов заключается в выражение стоимости через отраслевые показатели, но в России данный метод используется крайне редко в связи с отсутствием актуальных статистических данных.

         Рассмотрим преимущества и недостатки существующих подходов к оценке стоимости бизнеса в таблице 2.

Таблица 2 — Преимущества и недостатки подходов к оценке стоимости бизнеса 

Таким образом, для снижения степени разного рода риска при оценке стоимости бизнеса важно применять различные подходы и методы, использовать максимальное количество имеющейся в открытом доступе информации, характеризующей состояние оцениваемой организации.

 

Список используемых источников:

 

  1. Алексейчева, Елена Юрьевна. Экономика организации (предприятия) учебник: Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов. — Москва: Дашков и К, 2016. — 292 с.
  2. Грязнова А.Г., Федотова М.А., Эскиндаров М.А., Тазихина Т.В., Иванова Е.Н., Щербакова О.Н. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) – М.: Интерреклама, 2015. – 544 с.
  3. Сравнительный подход в оценке стоимости предприятия: учебное пособие/ О. А. Минаева; ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. – 76 с. ISBN 978–5–9948–2163–3