ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

PROBLEMS OF APPOINTMENT AND EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF CORRECTIONAL WORKS

Основным направлением развития уголовной политики в современной России – это гуманное отношение к тем лицам, которые совершили преступные деяния, и либеральное отношение к назначению им уголовных наказаний. Вот две главные тенденции, которые предопределяются глобальными подходами к характеру правоохранительной деятельности, а также механизмам обеспечения безопасности в обществе.  Сущность современной российской уголовной политики отражена в проектных и концептуальных документах, которые отражают всю сущность отечественной практики противодействия преступности.

«Расширение практики назначения наказания, которые не связаны с лишением свободы» - это один из немногих факторов проявления гуманизации национальной уголовной политики. Данный фактор предопределен положениями Концепции развития УИС РФ до 2020 года.

Исправительные работы, которые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации могут быть назначены только в качестве основного вида наказания осужденному, независимо от того, имеет ли он на момент уголовного преследования и назначения этого наказания постоянное место работы или является официально безработным. Срок этого вида государственного принуждения, согласно российскому уголовному законодательству, не может быть назначен менее двух месяцев и не более двух лет, - « УК РФ ст. 45, ч.1, а также в ст. 50 ч. 1 и ч. 2.»[1]

Обобщение практики работы уголовно-исполнительной инспекции (далее – УИИ), осуществляющей данный вид наказания, позволяет выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются сотрудники УИИ практически ежедневно, что свидетельствует о том, что данные проблемы приобрели системный характер и говорят о необходимости принятия оптимальных мер по их устранению.

К этим проблемам можно отнести:

  1. Невозможность трудоустройства осужденного, предусмотренного частью 2 статьи 39 уголовно-исполнительного кодекса РФ в установленный законом срок, т. е. в течение тридцати дней со дня получения УИИ соответствующего судебного постановления с копией приговора (определения, постановления), в котором указано, что осужденный приговорен к данным работам.

Данная проблема возникает из-за того, что у осужденного отсутствуют необходимые документы (паспорт, СНИЛС, и т.д.), которые  необходимы для трудоустройства. В частности, наибольшая часть работ, на которых могут устроить осужденных, предусматривает обязательное прохождение медицинской комиссии, а следовательно, при ее прохождении, у осужденного могут быть выявлены различного рода заболевания, которые противоречат условиям трудоустройства, но с другой, это сокращает круг выбора работы для осужденного.

Одной не менее важной проблемой, которая возникает у работников УИИ, при решении вопросов трудоустройства осужденных к исправительным работам в установленный срок (на основании части 2 статьи 39 УИК РФ)[2] – является отсутствие конкретики в том, что эти вопросы должны осуществляться только в рабочие дни.  Так, например, в месяцы, содержащие праздничные дни, особенно январь и май, возможности у работников УИИ рассматриваемой группы существенно сокращаются.

  1. Одной из важных проблем – является наличие достаточного списка рабочих мест для исполнения данного вида уголовного наказания. Этот список в разных регионах, в зависимости от уровня безработицы в них, различен. Кроме того, даже те работодатели, которые согласились трудоустроить осужденных для исправительных работ в условиях рыночных отношений и конкуренции, не могут быть в постоянной готовности и сохранять эти места вакантными. Другими словами, если для определенной группы осужденных будет определенное количество рабочих мест, то они просто исчезнут через несколько дней, потому что их заберут законопослушные граждане, которые находятся на бирже труда и ожидают предоставления работы. И в этом случае работодателя можно понять. Для него, прежде всего, бесперебойная и эффективная работа его предприятия. Рекомендации по предоставлению налоговых льгот и различного рода льгот для таких работодателей де-юре носят декларативный характер, поскольку, например, Налоговый кодекс РФ Федерация не содержит положений о таком преференциальном режиме.

При трудоустройстве осужденных к исправительным работам за пределами проживания по месту жительства, сотрудниками УИИ, всегда приводит к тому, что им выносится со стороны прокуратуры представления о нарушении законности, а это им этого не нужно, так как данные действия приводят к наказаниям против них, и которые влияют на их материальное положение.

  1. Конечно, наиболее важной проблемой трудоустройства осужденных в этой группе является то, что сами работодатели неохотно соглашаются на трудоустройство этих осужденных. Это связано с тем, что, как показывает практика, эти осужденные работают слабо, не вкладывают все силы в работу, допускают брак в своей работе, что влечет к порче рабочего имущества (инвентаря) или вовсе могут его продать, а следовательно, с них практически невозможно взыскать деньги.

Для решения обозначенных в настоящей статье применительно к задачам исполнения наказания в виде исправительных работ можно предложить следующее:

  • исключить из части 1 статьи 50 УК РФ указание на то, что исправительные работы отбываются по месту жительства осужденного к ним лица;
  • внести уточняющее дополнение в ч. 2 ст. 39 УИК РФ о том, что привлечение осужденных к исправительным работам работниками УИИ должно осуществляться в течение тридцати рабочих дней;
  • разработать и законодательно закрепить специальный (упрощенный) порядок выдачи (восстановления) осужденных к исправительным работам документов, необходимых для их трудоустройства.

 

Список литературы

 

  1. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации, разработанная Общественной палатой Российской Федерации // Электронный ресурс // https://www.oprf.ru/discussions/1389/newsitem/17889.
  2. Белогуб Д.А. Гуманизация уголовного законодательства и практика назначения в виде исправительных работ / Д.А. Белогуб // Судья. – 2011
  3. Летова С. Исправительные работы. Для кого наказание: для осуждённого или инспектора УИИ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2008.
  4. Рахмаев Э.Р. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы / Рахмаев Э.Р., Епифанов О.Е. // Журнал «Преступление и наказание». - 2012.
  5. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018

 List of references 

  1. The concept of criminal law policy of the Russian Federation, developed by the Public chamber of the Russian Federation / / Electronic resource // https://www.oprf.ru/discussions/1389/newsitem/17889.
  2. Belogub D. A. Humanization of the criminal legislation and practice of appointment in the form of corrective works / D. A. Belogub / / Judge. - 2011
  3. Letova S. Correctional work. For whom the punishment for the convicted person or the inspector // Vedomosti of the penal system. - 2008.
  4. Rakhmaev E. R. Execution of punishments not related to imprisonment / Rakhmaev E. R., Epifanov O. E. / / journal "Crime and punishment". - 2012.
  5. Criminal and Executive law of Russia: textbook / ed. V. I. Seliverstov. - 8th ed., Rev. and DOP. — M. : Norma, INFRA-M, 2018

 

[1] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от  01.04.2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/popular/ukrf/

[2] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1- ФЗ (ред. от  26.07.2019). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/