ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE AS A FACTOR OF FORMING THEIR PROFESSIONAL COMPETENCES

 Идеал гражданина Российской Федерации, обозначенный в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности, в числе требований высокой нравственности и его способности к творчеству, включает и компетентность [3, с. 11].

Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (в области хореографии) требует от студента Иркутского регионального педагогического колледжа владения определенными профессиональными компетенциями. Например, профессиональная компетенция (в дальнейшем ПК) ПК 3.5. уведомляет нас о том, что студент, будущий педагог в области хореографии, должен участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. В. А. Сластенин определяет профессиональную компетентность как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений и опыта, но и социально- нравственную позицию личности [6, с.252].

Перечисленные компетенции необходимо развивать и формировать в процессе обучения в педагогическом колледже, в частности, в проектно – исследовательской деятельности студента. Одним из путей формирования профессиональных компетенций будущего педагога в области хореографии является разработка творческого продукта выпускной квалификационной работы (проекта) – электронного методического пособия, в частности. Создавая электронное пособие, студенты одновременно расширяют свои знания в области информационно-коммуникативных технологий. 

Ученые утверждают, что в основе проектной деятельности лежит развитие творческой активности, познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, а также развитие профессиональной компетентности (Н.В. Кузьмина, Е.С. Полат и др.). 

На примере создания электронного методического пособия как продукта проекта выпускной квалификационной работы студента - хореографа, проследим формирование его профессиональных компетенций.

 С опорой на определение А.В. Хуторского, разведем понятия «компетенция» и «компетентность», так как при схожести по звучанию, эти понятия имеют существенные различия.  Компетентность – это «определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт», это знания, умения, навыки, способы деятельности. Компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определённой сфере. Компетентность – это владение необходимой компетенцией, включающей в себя еще личное отношение к предмету деятельности [7, с.111].  

Формирование обозначенных выше профессиональных компетенций деятельности студентов - хореографов прослеживается в процессе написания ими выпускных квалификационных работ: проектов, методических разработок, программ, электронные пособий и др. 

В процессе подготовки творческого продукта дипломного проекта хореографы в связи со спецификой будущей профессии, помимо теоретического материала, зачастую используют видео фрагменты, аудиозаписи, фотоматериал, конспекты внеклассных занятий и др. Оформлению всего перечисленного материала помогает программа Book View.  В этой программе студенты учатся создавать электронное пособие, которое аккумулирует в себе и видеоматериал, и теорию, и аудиозаписи, и фотоматериал, т.е. все в комплексе.

Электронный образовательный ресурс — это визуальная, текстовая и аудиоинформация, специально отобранная, структурированная и оформленная студентами под руководством педагога. Сочетание разного рода информации безусловно требует определенных знаний, умений, навыков и способностей. Но именно наличие определенных качеств личности студента, в частности, их неподдельный интерес, позволяет успешно создать этот творческий продукт, так как его разработка требует немалых усилий. 

Несмотря на обилие различной информации в Сети Интернет, в том числе по хореографии, в электронном пособии эта теоретическая информация обработана, систематизирована, классифицирована, адаптирована студентом для определенной категории детей, т.е. превращена в учебную информацию, готовую к применению здесь-и-сейчас. Именно в этом ее большая практическая значимость.

Большим преимуществом электронного пособия является содержание в нем не только теоретического материала, но и необходимых видеофрагментов, которые можно тут же показать детям в качестве наглядной иллюстрации теоретического материала. Кроме того, студенты широко используют в содержании электронного пособия анимационные картинки, портреты, электронные и мультимедийные презентации, включают планы – конспекты занятий, овладевая гиперссылками.

Приступая к разработке электронного пособия информационного или методического вида, студенты, прежде всего, учатся создавать кейс, включающий теоретический материал, видео фрагменты по соответствующие теме, планы - конспекты занятий по исследуемой проблеме, глоссарий, необходимый фотоматериал. Все перечисленное требует умения и навыка поиска этого материала в сети Интернет.

После того, как кейс наполнен, с помощью научного руководителя студенты осваивают программу Book View. Затем наступает самый сложный этап: обработка накопленного в кейсе теоретического и видео материала, «превращение» информации из Сети Интернет в учебную. Это требует немалых усилий, так как текст из сети Интернет представляет сложность для студентов, требует от них грамотности и умения выражать собственные мысли, облекая их в письменное научную речь. Особое затруднение студенты испытывают в описании видеофрагментов, здесь им необходимо применить и описать свои практические навыки, полученные на занятиях по хореографическим дисциплинам. В процессе описания ощущается недостаток словарного запаса, слабое владение научным стилем письменной речи. Чтение текстов в Сети интернет, наполнение экранных листов пособия и работа по составлению глоссария по изучаемой проблеме, помогает расширить их словарный запас. После наполнения пособия тестовым материалом, оно оснащается вертикальной навигацией, гиперссылками, видеофрагментами, рисунками и анимацией по желанию студента.

 Разработка компонентов визуальной структуры в пособии имеет немаловажное значение ввиду того, что зачастую материалы пособия предназначены для самостоятельного освоения их участниками танцевальных коллективов.

Соблюдение принципа наглядности не только помогает украсить текст, но и значительно повышает интерес участников танцевального коллектива, т.е. конкретно тех, кому предназначено пособие. Студенты учатся не только комментировать видеофрагменты, представленные в пособии, но и делать выводы из практического опыта, описывать их в качестве рекомендаций. Таким образом, создание электронного пособия требует от выпускников большого числа знаний, умений, навыков и способов действий в своей области - хореографии, что безусловно, содействует формированию их вышеобозначенных профессиональных компетенций.

 Электронные пособия, созданные студентами, привлекают внимание не только своей внешней красотой, но в то же время полноценной информацией, логичной структурой, яркими видеофрагментами, рекомендациями из собственной практики. В дальнейшем выпускники учатся практическому применению - использованию этих пособий как в процессе прохождения государственной педагогической практики, так и в своей будущей хореографической деятельности в системе дополнительного образования детей.

   Студенты понимают практическую значимость созданных ими электронных пособий, их предназначение, которое определяется, прежде всего, их ролью в методическом обеспечении определенных разделов различных программ, созданных для танцевальных коллективов.  

Электронное пособие как творческий продукт дипломного проекта является незаменимым подспорьем в будущей педагогической деятельности выпускника педагогического колледжа во внеклассной работе с детьми. Подбор теоретического материала, видеофрагментов, фотоматериала, структурирование, адаптация и систематизация всего вышеперечисленного способствует формированию профессиональных компетенций в наивысшей степени, так как мы с опорой на ученых утверждали выше, что, развитие профессиональной компетентности, в числе других навыков и умений, составляет основу проектной деятельности.

 В заключение сделаем вывод, о том, что «метод проектов интегрирует проблемные, исследовательские, поисковые методы и средства обучения. Он позволяет студентам проявить себя, применить приобретенные навыки, приобрести недостающие для достижения результата знания, и направлен на решение интересной проблемы, сформулированной самими студентами в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих студентов» [5, с.165]. Таким образом проектно – исследовательская деятельность студента, связанная с созданием электронных пособий в программе book view, оказывает содействие формированию его профессиональных компетенций. Эти компетенции наиболее ярко проявляются у студентов выпускников в процессе успешной защиты выпускной квалификационной работы на государственном экзамене.

 

Использованные источники

  1. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. М.Е. Бершадский. М.: Академия, 2006. - №1. 57 с.
  2. Данилюк, А. Я., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. А. Я. Данилюк, А. М, Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
  3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. - 272 с.
  4. Савенков, А.И. Исследовательскоеобучение и проектирование в современном образовании. А.И. Савенков. М.: Народное образование, 2004. - 125 с.
  5. Сауренко, Н. Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа. дис. ... канд. пед. наук, М., 2004. 218с.
  6. Сластенин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. - В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. - 576 с.
  7. Хуторской, А.В. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования // Теория и практика последипломного образования: сб. науч. тр. / под ред. А.И. Жука. А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская. Гродно: ГрГУ, 2003. - С.256-259.