ПЛАНИРОВАНИЕ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА « ИЛГЭ» ВИЛЮЙСКОГО УЛУСА СПО « ХОЛБОС» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

PLANNING OF RETAIL TRADE OF CONSUMER SOCIETY “ILGE” OF THE VILUISH ULUS SPO “HOLBOS” OF THE REPUBLIC OF SAKH (YAKUTIA)

Потребительское общество «ИЛГЭ» (далее по тексту «Общество») является юридическим лицом, некоммерческой  организацией.

Цель Общества: удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков в товарах и услугах.

Для выполнения указанной цели Общество осуществляет следующие виды деятельности:

- розничная торговля в  года неспециализированных магазинах  коммерческие преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

- прочая розничная торговля в трендовая неспециализированных магазинах;

- прочая розничная торговля вне магазинов;

- деятельность ресторанов и кафе;

- поставка продукции общественного питания;

- розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво;

- деятельность автомобильного грузового транспорта;

- производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения;

- сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества;

- предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;

- рыболовство в реках, озерах, водохранилищах и прудах.

 В Обществе работает 136 работников, в том числе административно управленческий персонал – 19 чел., работники торговли – 55 чел., работники общественного питания – 14 чел., работники промышленного предприятия – 39 чел., водители – 9 чел., обслуживающий персонал (МОП и работники охраны) – 15 чел.

Основными потребителями производимой продукции являются население г. Вилюйска (численностью 13117 человек) и наслегов Вилюйского улуса, близлежащих улусов.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг за 2017 г. составила 365071 тыс. руб., в том числе: розничный товарооборот – 329193 тыс. руб., оборот общественного питания – 352017 тыс. руб., реализация услуг – 671 тыс. руб.

 В таблице 1 представлены основные показатели хозяйственной деятельности ПО «ИЛГЭ».

Из таблицы 1 видно, что основная деятельность ПО «ИЛГЭ» является прибыльной – показатель прибыли от продаж является положительным за счет превышения выручки над себестоимостью.

Выручка предприятия в течение исследуемого периода увеличилась на 11,6%, составив на конец 2017 года 365071 тыс. руб. Себестоимость также увеличилась по сравнению с 2016 годом на 24884 тыс. руб. или на 10% что обусловлено увеличением объемов производства продукции.

Валовая прибыль составила в 2017 году 92407 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2016 годом на 16,2 %.  Также, рассматривая таблицу 1, можно отметить, что в финансовых результатах выделяется за 2016-2017 гг. проценты к уплате, что свидетельствует о том, что в данном периоде ПО «ИЛГЭ» сократило использование кредитных ресурсов, соответственно, это положительно сказывается на финансовой устойчивости общества.

Прочие доходы предприятия увеличились в два раза, т.е. на 120% (9588 тыс. руб.), они представлены в основном доходами от аренды помещений, продажей земли и акций. Так же отметим, что у предприятия увеличились прочие расходы, в 2017 году они составили 10087 тыс. руб., что на 60,16% больше, чем в предыдущем году.

Таблица 1

Основные экономические показатели ПО «ИЛГЭ»

за 2016-2017 гг.

Показатель

Значения показателя,

тыс. руб.

Изменения показателя

2016 г.

2017 г.

абс. откл.

темп роста, %

Выручка

327274

365071

37797

111,55

Себестоимость продаж

247780

272664

24884

110,04

Валовая прибыль

(убыток)

79494

92407

12913

116,24

Коммерческие расходы

69498

83171

13673

119,67

Прибыль (убыток) от продаж

9996

9236

-760

92,4

Проценты к уплате

1550

762

-788

49,16

Прочие доходы

7956

17544

9588

220,51

Прочие расходы

6298

10087

3789

160,16

Прибыль (убыток) до налогообложения

10104

15931

5827

157,67

Прочее

2375

2663

288

112,13

Чистая прибыль

(убыток)

7729

13268

5539

171,67

 

Прочие расходы представлены в основносном прочими выплатами (аренда, услуги кредитных учреждений и т.д.), а также ремонтом зданий и потерей сверх норм.

Чистая прибыль увеличилась на 5539 тыс. руб.

Прогнозирование величины розничного товарооборота на предстоящий год является одним из основных аспектов экономического и социального развития потребительского общества, так как от объема товарооборота предприятия зависит объем валовой и чистой прибыли, издержек.

Для планирования общего объема розничного товарооборота потребительского общества «ИЛГЭ», используем следующие методы:

- опытно-статистический;

- экономико-статистический;

- экономико-математического моделирования (трендовая и авторегрессионная).

Опытно-статистический метод. Определим планируемый объем оборота исходя из среднегодового темпа роста за 5 лет.

В таблице 2 представлены данные оборота ПО « ИЛГЭ» за 2013-2017 годы.

Таблица 2

Показатели динамики оборота ПО «ИЛГЭ» за 2013-2017 гг.

Год

Весь оборот, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Абсолютное значение 1% прироста, тыс. руб.

Базисный

цепной

Базис

ный

цепной

Базис

ный

цепной

2013

276750

100

-

-

-

-

-

-

2014

284379

102,8

102,8

2,8

2,8

+7629

+7629

2724,6

2015

293171

105,9

103,1

5,9

3,1

+16421

+8792

2836,1

2016

326838

118,1

111,5

18,1

11,5

+50088

+33667

2927,6

2017

364400

131,7

111,5

31,7

11,5

+87650

+37562

3266,3

Итого

1545538

107,2

-

8,6

-

21912,5

-

-

 

Среднегодовой темп роста оборота рассчитаем по формуле средней геометрической:

Весь оборот ПО «ИЛГЭ» за четыре года увеличился с 276750 до 364400 тыс. руб.

Отсюда

Таким образом, среднегодовой темп роста составил 107,2 %.

В среднем за анализируемый период абсолютный прирост составил 26673,7 тыс. руб.:

Из проведенного анализа следует, что оборот постоянно увеличивался, а это свидетельствует о наращивании объемов деятельности ПО «ИЛГЭ» и об увеличении его доли на местном рынке.

По данным анализа за предыдущие периоды следует, что среднегодовой темп роста составил 107,2%, оборот за 2017 год 364400 тыс. руб. Тогда, объем оборота на планируемый год составит:

Экономико-статистический метод. Этот метод основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд предшествующих планируемому году лет.

Исходные данные для планирования объема товарооборота отражены в таблице 3.

3

Исходные данные для планирования объема товарооборота

Годы

Прирост товарооборота

условные обозначения

в % к предыдущему года

2013

К1

2,5

2014

К2

2,8

2015

К3

3,1

2016

К4

11,5

2017

К5

11,5

 

Сглаживание производим с помощью, скользящей средней для трех предшествующих лет:

Из полученных выравненных рядов скользящих средних определим среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:

Далее определим среднегодовое значение прироста объема товарооборота на планируемый год и обозначим его условно К6:

К6=К4+2=11,5+2*3,4=18,3%

Расчеты показали, что планируемый объем товарооборота по сравнению с 2017 годом увеличится на 18,2 %.

Таким образом, объем товарооборота на планируемый год сотавит:

Метод экономико-математического моделирования. При планировании общего объема розничного товарооборота при этом методе широко используются трендовая и авторегрессионная модели.

Для выявления основной тенденции (тренда) развития товарооборота воспользуемся методом аналитического выравнивания.

Рассмотрим динамику объема товарооборота потребительского общества «ИЛГЭ» на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что объем товарооборота ПО «ИЛГЭ» развивается по линейной функции:

у=а+b*t,

где у – объема товарооборота, тыс. руб.;

t – фактор времени, год;

а, bпараметры модели

 

Рис. 1 Динамика объема товарооборота ПО «ИЛГЭ» по годам, тыс. руб.

Параметры модели находим методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений

 

Исходные данные для расчета значение параметров модели представим в таблице 4.

Решив систему нормальных уравнений относительно параметров а и b, получили функцию зависимости объема товарооборота потребительского общества от фактора времени:   

                    Таблица 4

Исходящие данные для расчета значений параметров модели

Годы

Объем товарооборота, тыс. руб., у

Время, год, t

у t

2013

276750

1

276750

1

2014

284379

2

568758

4

2015

293171

3

879513

9

2016

326838

4

1307352

16

2017

364400

5

1822000

25

  

  15

  

  55

 

Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота потребительского общества увеличивается в среднем на 21775,9 тыс. руб.

Перед тем как рассчитать планируемый товарооборот по этой модели, нужно проверить ее эффективность. Считается, что модель эффективна, если средняя ошибка прогноза не превышает 5%.

Для расчета средней ошибки прогноза объема товарооборота воспользуемся таблицей 5.

Таблица 5

Расчет средней ошибки прогноза объема товарооборота

ПО «ИЛГЭ»

Годы

Объем товарооборота, тыс. руб., у

Расчетный объем товарообота, тыс. руб.,

*100

2013

276750

265555,8

-11194,2

4,04

2014

284379

287331,8

2952,8

1,04

2015

293171

309107,6

15936,6

5,44

2016

326838

330883,5

4045,5

1,24

2017

364400

352659,4

-11740,6

3,22

 1545538

 1545538

-

 

Среднее отклонение прогнозного объема товарооборота от фактического составляет 3%, что позволяет использовать полученную модель для расчета объема товарооборота на планируемый год:

Также для планирования объема товарооборта воспользуемся авторегрессионной моделью, которая имеет вид:

у=а+bх+сt,

где у – объем товарооборота потребительского общества, тыс. руб.;

х – объем товарооборота потребительского общества в предшествующем году;

tфактор времени, год;

а, b, с – параметры модели.

Основными факторами, влияющими на объем товарообота, являются спрос населения на товары и товарные ресурсы. Объем товарооборота предшествующего года в какой-то мере отражает реальное соотношение между спросом и предложением товаров и является определяющим это соотношение в будущем периоде, показателем.

Представим исходные данные для расчета авторегрессионной модели в таблице 6.

Таблица 6

Исходные данные для расчета авторегрессионной модели

ПО «ИЛГЭ»

Годы

Объем оборота, млн. руб., у

Объем оборота пред. года,

млн. руб., х

Время, год, t

2014

284,379

276750

1

78701,89

76590,56

284,38

276,75

1

2015

293,171

284379

2

83371,68

80871,42

586,34

568,76

4

2016

326,838

293171

3

95819,42

85949,24

980,51

879,51

9

2017

364,400

364400

4

119099,77

106823,08

1457,60

1307,35

16

n=4

=

1268,788

=

1181,138

=

10

=

376992,75

=

350234,29

=

3308,84

=

3032,37

=

30

 

Для расчета авторегриссионной модели воспользуемся программой Ехсеl и функцией анализа данных, в данном случае функцией регрессии. В результате получаем авторегриссионную модель вида:

Полученная модель показывает, что при увеличении объема товарооборота потребительского общества в предшествующем году на 1000 тыс. руб., объем товарооборота следующего года увеличится на 820 тыс. руб., а при увеличении фактора времени на 1 год он увеличится в среднем на 14300 тыс. руб.

Для расчета средней ошибки прогноза объема товарооборота воспользуемся таблицей 7.

Таблица 7

Расчет средней ошибки прогноза объема товарооборота ПО «ИЛГЭ»

Годы

Объем товарооборота, тыс. руб.,