ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИИ

BRIBERY AS A SUBJECT OF LEGAL INVESTIGATION

Уголовный кодекс по ст. 290 1 ч. определяет взяточничество как преступление,  совершенное при  получении должностным лицом лично или через посредника взятки в качестве денег, ценных бумаг, прочего  имущества или выгод имущественного характера за действия или бездействия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если данные  действия или бездействия входят в служебные полномочия должностного лица или  оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям или бездействиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе [1].

Ответственность за взяточничество  повышается при получении должностным лицом взятки за незаконные действия или бездействия так же, как и другие преступления против интересов государственной власти  и службы в органах местного самоуправления. При этом  получение взятки –  посягательство  на нормальную деятельность публичного аппарата управления.  Предметом взятки могут быть любые материальные ценности – деньги, включая иностранную валюту, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и пр.,  а также различного рода услуги  и выгоды  имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно и т. д.

Объективная сторона получения взятки – за действия или бездействия  в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые входят в служебные полномочия, за действия или бездействия, которые не включены в служебные полномочия,  за общее покровительство или попустительство и за незаконные действия. Субъектом преступления может быть гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16  лет. В виде взяткодателя могут выступать частные лица, лица, которые выполняют  управленческие функции в коммерческой и прочей организации, и должностные лица, что не имеет значения для дачи взятки.  С субъективной стороны дача взятки совершается с прямым умыслом.  Особую актуальность приобретает борьба с коррупционерами в самой системе правопорядка. Одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел руководство МВД РФ, определяя стратегию действий, признало борьбу со взяточничеством, которая представлена в ФЗ «О полиции» [2].   

Такое подразделение  Министерства внутренних дел Российской Федерации, как Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции определило    основные  направления деятельности органов внутренних дел применительно к противодействию взяточничества:

  • защита личности, социума и всей страны от противоправных посягательств,
  • выявление и раскрытие взяточничества, производство дознания по уголовным делам по коррупции,
  • государственная защита потерпевших лиц, свидетелей и прочих субъектов уголовного судопроизводства и пр.

Вопрос о квалификационном определении действий взяткодателей в ситуациях перевода им денежных средств в размере не более десяти тысяч рублей за незаконные бездействия   остается  в настоящее время достаточно спорным. Типичными примерами   считаются    факты передачи работникам  ГИБДД взяток за освобождение от ответственности.  Ранее, до внесения нормативных  поправок в уголовное законодательство, данные действия были квалифицированы   как попытки  подкупа  за совершение заведомо незаконных действий или бездействий, которые относятся к категории серьезных преступлений и, как итог, заслуживают   уголовного  наказания.  В настоящее время судебная практика составлена квалификацией взяточничества. В попытках устранить недочеты  Уголовного кодекса РФ в отношении взяточничества  указано, что данное преступление неполно  предусматривает отсутствие квалифицирующих признаков преступлений, состав участников  данного преступления и другие отягчающие его обстоятельства.

В качестве примера можно рассмотреть  Постановление № 22-959/2019 вынесенное Астраханским областным судом. Гражданин №, управляя транспортным средством, нарушил требования ПДД и был остановлен старшими инспекторами ДПС. Для избегания ответственности, осознавая, что инспектор ДПС – должностное лицо при исполнении, посредством дачи взятки решил побудить инспектора совершить заведомо незаконное бездействие. Проблема для правоохранительных органов заключается в оценке незаконного действия как полноценной части взяточничества или его оценки в качестве попытки защитить социальные взаимоотношения.  Правоохранительные  органы в настоящее время находятся в процессе    внедрения технических средств и систем с использованием фотофиксации и видеофиксации, что уже дало положительный результат на складывающуюся ситуацию на дорогах. Существенно активизировалась информационно-пропагандистская и разъяснительная деятельность, призывающая водителей и пешеходов соблюдать ПДД. Формирование правового сознания рассматривается сегодня в виде основного направления работы МВД РФ.  Проблема заключена в том, что новые составы в уголовном праве возникли  лишь  как тенденция криминальной политики, которая направлена на противодействие коррупционным преступлениям. Нововведения в уголовном праве не в полной степени способствуют улучшению борьбы со взяточничеством и требуют тщательной и систематической переработки, на основании  с чем породило массу проблем и вызвало неоднозначную оценку ученых  и практиков. Сотрудники правоохранительной системы тщательно способствуют нововведениям для уменьшения взяточничества [3].

Таким образом,  в настоящее время особое внимание следует уделять организации борьбы со  взяточничеством. Законодатель, который решает проблему борьбы с взяточничеством как общественно опасным  действием, расширяет возможности правового воздействия, где совместно с другими используется уголовное право, что может быть подтверждено правилами об ответственности за взяточничество.

 

Список используемой литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № – ст. 2954.
  2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ (18.07.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. - № – ст. 900.
  3. Постановление № 22-959/2019 22К-959/2019 от 29 марта 2019 г. по делу № 22-959/2019.

 References:

  1. Criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (ed. of 02.08.2019) / / Collection of legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 25. - V. 2954.
  2. Federal law "on police" dated 07.02.2011 No. 3-FZ (18.07.2019) / / Collection of legislation of the Russian Federation. - 2011. - No. 7. - V. 900.
  3. Resolution No. 22-959 / 2019 22K-959/2019 of 29 March 2019 in case No. 22-959 / 2019.