АУДИТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ

Условия функционирования хозяйствующих субъектов в современных реалиях, вызывает необходимость постоянного внимания вопросам повышения эффективности производства, что характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Любая деятельность коммерческого предприятия направлена, в конечном итоге, на получение прибыли, т.е. положительного финансового результата.

Прибыль – это денежное выражение чистого дохода, который зависит от вложенного капитала и оправдывает предпринимательский риск. В общетеоретическом смысле прибыль — это превышение доходов организации над его издержками по осуществлению производственного процесса.

Прибыль — это системный показатель эффективности функционирования субъекта хозяйствования, его экономическая сущность проявляется в том, что это:

- главный источник расширенного воспроизводства с учетом перспектив развития организации;

- основной показатель рыночной устойчивости предприятия;

- показатель платежеспособности;

- категория, интересующая собственников, которая является основной роста капитала и расширения бизнеса;

- индикатор, характеризующий конкурентоспособность предприятия, особенно если наблюдается тенденция его стабильного роста;

- источник пополнения государственного бюджета и реализации социальных программ.

Повышение уровня прибыльности является важным фактором эффективного ведения бизнеса в рыночных условиях. Низкий уровень финансовых результатов, недостаток сумм прибыли свидетельствуют о кризисном состоянии предприятия и  о возможности ее банкротства.

Значимость финансовых результатов для развития предприятий, удовлетворения социальных потребностей трудового коллектива, необходимость пополнения бюджетов соответствующих уровней определяют необходимость создания системы объективного учета и контроля над процессом их формирования и использования.

Развитие рыночных принципов хозяйствования привели к появлению и развитию аудита как независимого контроля над состоянием и уровнем организации учетного процесса и финансовой отчетности. По мнению некоторых авторов «…аудит в условиях функционирования рыночных отношений является необходимым условием принятия адекватных управленческих решений тактического и стратегического характера» [2, с. 35].

Значение и задачи аудиторской деятельности как системного элемента управленческих функций в рыночной экономике заключается в проверке:

- идентичности уровня организации системы учета и отчетности хозяйственных единиц требованиям нормативно-правовых актов призванных регулировать данную сферу управленческой деятельности;

- объективной реальности информационной составляющей, отражаемой в системе финансовой отчетности.

Важным направлением аудиторской проверки хозяйствующих субъектов являются вопросы формирования и эффективного использования финансовых результатов, которые выражаются суммой полученной прибыли.

В процессе осуществления проверочных процедур  по формированию финансовых результатов аудитору необходимо получить ответы на следующие вопросы: 

- соответствует ли процесс учета финансовых результатов требованиям, предъявляемым соответствующими нормативными документами;

- какова объективность оценки в учете доходов и расходов по различным направлениям деятельности, акцентируя внимание на результате от основной деятельности:  

- какова вероятность точности расчета и своевременно ли осуществляются налоговые платежи в соответствующие бюджеты, исходя из сумм получено прибыли;  

- обоснованна ли применяемая система распределения и использования чистой прибыли.

Процесс проведения аудиторской проверки должен соответствовать  заранее утвержденному плану, а цель и программа должны предшествовать  началу процедур проверки.

Аудиторская проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности, в части финансового результата, должна включать следующие разделы:

- аудиторская проверка результатов по  реализованной продукции;

- аудит формирования налоговой базы;

- аудиторская проверка объективности исчисления и рациональности использования  чистой прибыли.

При проведении аудиторской проверки формирования финансовых результатов необходимо учитывать особенности бухгалтерского учета и возможные риски необъективных аудиторских заключений.

В программе аудита финансовых результатов, по мнению  ученых и практиков, должны быть отражены процедуры оценки налоговых рисков, которые представляют собой «вероятность финансовых потерь, приостановления деятельности, ареста активов, упущенной выгоды, потери ликвидности, инвестиционной привлекательности, увеличение налогового бремени, в случае проведения проверки соответствующими органами» [4, с 65].

Налоговые риски могут стать причинами, обуславливающими   финансовые потери организаций, которые выражаются в виде неточного определения налогооблагаемой базы и, соответственно в необъективности представленных налоговых деклараций.

Одним из главных системообразующих документов, который реально воздействует на формирование финансового результата, и, который должен быть в зоне особого   внимания является «Приказ об Учетной политике предприятия».

Сложным вопросом, требующим особого внимания в ходе аудиторской проверки финансовых результатов, является наличие разработанных на предприятии двух направлений учетной политики. С одной стороны, учетная политика для целей регламентации всего бухгалтерского учета и учетная политика, регулирующая систему налогообложения.

Разработка учетной политики для целей бухгалтерского учета основывается на ФЗ «О бухгалтерском учете», а также на  ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Для разработки учетной политика для регулирования системы налогообложения используются положения Налогового Кодекса, в частности, главы 25 «Налоги на прибыль организации».

Налоговый учет определяется ст. 313 НК РФ как «система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ» [1, с 446].

Учетная политика для целей налогообложения, как и в учетной политике для бухгалтерского учета предусматривается вариантность определения налогооблагаемой базы, что выражается в:

  - использование принципа выборности при оценке материально-производственных запасов;

 - в выборности способов по начислению амортизационных платежей по основным средствам и по нематериальным активам;

  - в определении необходимости формирования оценочных резервов;

  - в решении вопросов формирования страховых резервов и пр.

Наличие двух приказов по учетной политике определяется наличием двух разных целей, стоящих перед учетом.

Во-первых, предприятие всегда интересуется вопросами привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, что определяет необходимость информационного приукрашивания финансового положения, чего можно достичь, основываясь на данных бухгалтерского учета.

Во-вторых, всякая хозяйствующая единица постоянно стремится  минимизировать налогооблагаемую базу, для чего используются данные налогового учета.

От выбора системы учета и выбора методов учета материально-производственных запасов и обязательств, во многом зависят финансовые результаты и масштаб налогооблагаемой базы

По мнению Пятова М.Л., «при составлении отчетности любое предприятие, которое платить налоги и зависит от привлечения в свой бизнес инвестиций, как правило, преследует две цели: заплатить как можно меньше налогов, и как можно больше понравиться инвесторам» [3, с 173].

Наличие двух видов учетных политик определяет необходимость параллельного  ведения бухгалтерского и налогового учета, приводит к увеличению объема учетной работы и, соответственно, к росту объема работы для аудиторов, проводящих аудиторскую проверку финансовых результатов деятельности предприятия.

Задача заключается в необходимости  минимизировать различия между бухгалтерским и налоговым учетом, а также необходимо  оптимизировать процесс определения и учета финансовых результатов.

Среди проблем аудит финансовых результатов можно выделить и такие, как:  нестабильность нормативных актов, формальность подхода к проведению аудита, отсутствие творческого подхода в процессе аудита объектов проверки, недостаточность  понимания аудитором специфики организации.

Процесс аудиторской проверки, по нашему мнению, должен включать в себя анализ финансовых результатов. Данная  процедура  позволит дать объективную оценку финансовым результатам, определить объективные и субъективные факторы и степень их влияния на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности.

Результаты анализ явятся основой для разработки конкретных мероприятий, призванных обеспечит ускорение реализации продукции, снижение себестоимости продукции, минимизации непроизводительных расходов.

Таким образом, формирование финансовых результатов подвержено влиянию множества факторов: внутренних и внешних, объективных и субъективных, прямых и косвенных, задача состоит в том, чтобы максимально нейтрализовать влияние отрицательных факторов. В решении данной задачи высока роль достоверного и полного учета, наличия системы внутреннего контроля и грамотно организованной аналитической работы. Внешний аудит призван оценить уровень организационной деятельности внутренних служб по контролю над формированием и использованием финансовых результатов.

Использованные источники:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. – М.: Проспект, КНОРУС, 2009 – 688с.
  2. Булавина Л.Н., Булавин М.В. Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности // Международный бухгалтерский учет, №45 (195), 2014.
  3. Пятов М.Л. Учетная политика организации: учебно-методическое пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 – 192с.
  4. Щербакова Н.С., Попова Е.В. Налоговые риски, их сущность и оценка // Аудиторские ведомости, №7, 2014, с 62-69.