АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Постиндустриализм вызывает адекватный кризис теории и практики менеджмента. Фундаментальной причиной служит опережающее развитие производительных сил общества по сравнению со старыми методами управления и хозяйствования индустриальной экономики. Традиционные структурные источники конкурентных преимуществ типа географических или регулирующих барьеров сокращаются. Операционные стратегии экономии издержек в целом приносят все меньше рентабельности. Поиск новых источников сдвигается в сторону роста значения долгосрочных инноваций и нематериальных активов в сферах производства, финансов, маркетинга, кадров. Это объективно повышает роль стратегического менеджмента в управлении фирмой.

На Западе сформировались две широкие школы стратегического менеджмента: внутренняя и внешняя. К внутренней школе тяготеют экономисты, основывающие стратегию предприятия на внутренних ресурсах, ключевых компетенциях. Это давно сформированная фирмоцентричная школа. К внешней школе относят экономистов, опирающихся на возрастающее и преобладающее значение внешних для фирмы сетей ресурсов для создания конкурентных преимуществ. Талантливые менеджеры фирмы мобилизуют внешние ресурсы таких сетей для достижения стратегических целей, в том числе стоимости сотрудничества (между фирмами) сети. В школе пока доминируют два объекта – двухсторонние отношения типа стратегических альянсов или совместных предприятий и – всесторонние отношения всех предприятий в сети.

Современный экономический кризис особо выделил многие проблемы управления. По мнению А. Волкова, советника Министра образования и науки Российской Федерации, «парадигма бизнес образования должна измениться... В реальной ситуации руководитель вынужден принимать решения, ежесекундно находясь на стыке нескольких дисциплин…Долгое время менеджмент являлся заложником предметного подхода, отдельно рассматривая финансы, маркетинг…».

Если рассматривать предприятие не изолировано, а во взаимодействии с его партнерами, то, как уже говорилось выше, управление взаимоотношениями с партнерами входит в круг функций высшего руководства. Ведь если следовать принципу ориентации на потребителя, основные направления развития предприятия задаются внешней средой, маркетинговые вопросы ставятся во главу угла. Внедрение сетевых организационных структур, передача на аутсорсинг отдельных функций, трансформирует единое предприятие с иерархической жесткой структурой в сеть предприятий- партнеров. При этом головное предприятие сохраняет функции стратегического планирования и маркетинга. Управление и оценка результатов строится на основе финансовых показателей и стандартизации требований и подтверждения соответствия. Следовательно, высшее руководство должно, кроме всего прочего, владеть вопросами оценки соответствия, стандартизации, систем менеджмента.

Укажем на основные проблемы стратегического менеджмента.

  1. Разработка и формализация бизнес стратегии, в том числе маркетинговой стратегии фирмы.
  2. Сбалансированность долгосрочных и краткосрочных целей.
  3. Особенности дезинтеграции (выравнивания) управления производством, финансами и сбытом.

В настоящее время все большее внимание уделяется влиянию бизнеса на внешнюю среду – бизнес-среду, социальную среду, природную среду. Концепция устойчивого развития предусматривает такое развитие, которое не представляет угрозу для будущего. Применительно к обществу в целом устойчивое развитие – развитие, которое отвечает нуждам сегодняшнего дня, не подвергая риску возможности последующих поколений людей удовлетворять их собственные потребности. В условиях конкретного предприятия концепция устойчивого развития предусматривает баланс интересов всех заинтересованных лиц на базе обеспечения конкурентоспособности предприятия. Предприятия стали оценивать последствия своей деятельности и публиковать социальные отчеты. Были разработаны стандарты для оценки и отчетности (например, АА1000, GRI), и, если зайти на сайты многих компаний (в том числе российских, таких как «Газпром», «Роснефть», «Ростелеком», «МТС», «Мега- Фон» и др.), то на них есть отдельная страничка «Социальная ответственность», и доступны отчеты, составленные в соответствии с международными стандартами. Опубликованы различные стандарты по социальной ответственности – стандарт SA 8000, стандарт ИСО 26000 (принятый в России как ГОСТ Р), Руководство по социальной ответственности.

Согласно классической концепции финансового менеджмента, управление должно быть направлено на единственную цель – повышение стоимости акций. Любые другие действия менеджмента – злоупотребление доверенными им средствами. Как это сочетается с тенденцией активизации в области социальной ответственности? Социальная ответственность становится частью имиджа предприятия, нематериальным активом, который капитализируется и влияет на стоимость акций. Та- ким образом, стратегический менеджмент предприятия через социальную ответственность предприятия, капитализируемую как нематериальный актив, увязывается с развитием общества в целом.

Использованные источники:

  1. Волков, А. Современное бизнес-образование / А. Волков // Ведомости. – 2019. – № 56. – С. 2.
  2. Катькало, В. Эволюция теории стратегического управления / В. Катькало. – СПб. : ИД СПбГУ, 2016.
  3. Barney, J. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage / J. Barney // Journal of Management. – 2011. – Vol. 17. – № 1. – Pp. 99–120.
  4. Branderburger, A. Co-opetition / A. Branderburger, B. Nalebuff. – NY: Currency Doubleday, 2016.