РОЛЬ МОДЕЛЕЙ «B2B» И «B2B2C» В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

THE ROLE OF “B2B” AND “B2B2C” MODELS IN THE DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA

В настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий в разные сферы человеческой жизни. Одним из наиболее важных процессов в современной России стал переход к цифровой экономике, характеризующийся повсеместной модернизацией производственного процесса, поиском новых путей развития взаимоотношений между участниками экономической жизни, постепенной сменой парадигм мышления людей в сторону информатизации.

В том числе важным аспектом перехода к цифровой экономике стало развитие технологий, упрощающих взаимодействие хозяйствующих субъектов. Так, одной из самых масштабных систем стала «B2B». Сам термин – сокращение от английского «business to business» («бизнес для бизнеса») — описывает набор разнообразных инструментов, обеспечивающих информационное и экономическое взаимодействие субъектов, при котором клиентами являются другие компании и организации.

Простейшими примерами технологий «B2B» являются предоставление банками услуг по обслуживанию расчетного счета организации (интернет-банкинг), электронные биржи, консалтинговые услуги для бизнеса, аутсорсинг. Практически любая современная компания использует данные инструменты, что свидетельствует об их эффективности и универсальности.

Кроме того, на сегодняшний день в России широкое распространение получило использование инструментов электронной коммерции. Речь идет о современных B2B»-площадках, объединяющих в себе решения для покупателей и поставщиков и интегрирующих их в единую систему. Например, одной из первых специализированных площадок стала компания «B2B-Center», основанная в 2002 году. Первоначально компания была ориентирована на организацию закупок в сфере энергетики, однако в дальнейшем деятельность площадки расширилась и распространилась на другие направления. Несмотря на то, что услуги компании платные, она насчитывает более 370 тысяч пользователей, что является значительным количеством. Также существуют и другие, узкоспециализированные компании, такие как «B2B-Энерго», направленная на работу с энергетическими компаниями, «B2B-Мечел», ориентированная на организацию торгов в горно-металлургическом секторе и другие. Летом 2018 года стартовал проект Сбербанка — электронная торговая площадка «Sberb2b», система услуг по закупкам и поддерживающим сервисам.

Заинтересованность таких крупных компаний свидетельствует о высокой эффективности и перспективности сектора «B2B». Кроме того, статистические исследования подтверждают установившийся тренд и дополняют представление о ситуации в данной сфере. Так, компания «Magneto IT Solutions» опубликовала инфографику о тенденциях 2018 года в секторе «B2B», согласно которой Россия с объемом продаж размером 20 миллиардов долларов занимает девятое место в рейтинге стран, имеющих самую большую долю на рынке электронной коммерции. Таким образом, российский сегмент «бизнеса для бизнеса» является активно развивающимся: крупные компании ведут оживленную конкуренцию за клиентов, постоянно появляются новые торговые площадки, предлагающие нечто новое и уникальное, преимущества электронной коммерции привлекают интерес все большего числа компаний.

Что касается тенденций дальнейшего развития системы «B2B», очевидно одно: крупному бизнесу неизбежно придется научиться адаптироваться к невероятно быстро изменяющимся условиям современной реальности. Пример компании «Nokia», буквально 12 лет назад являющейся крупнейшей компанией, практически монополией на рынке мобильных телефонов, и потерявшей все с приходом революционных смартфонов от «Apple», в очередной раз демонстрирует важность умений приспосабливаться к нестабильным условиям и учитывать особенности современных тенденций. Вероятно, одним из возможных путей решения данной проблемы является плавный переход от модели «B2B» к модели «B2B2C» («business to business to consumer» – «бизнес для бизнеса для потребителя»), подразумевающей тесное взаимодействие компаний с личностью. Если раньше крупные промышленные компании могли строить сбытовую политику таким образом, чтобы продавать максимальный объем продукции оптом торговым предприятиям, то сегодня, в условиях нарастающей конкуренции, производители просто вынуждены искать новые пути взаимодействия с конечным потребителем.

Согласно статистике от «Magneto IT Solutions», в 2017 году объем продаж через канал ритейлеров в сфере «B2B» вырос на 26,6 % по сравнению с 2016 годом, что свидетельствует о развитии систем взаимоотношений с клиентами именно во внешней среде, а не внутри компании, как это было раньше. Это дает возможность производителям сформировать широкую клиентскую базу, осуществлять сбор достоверных данных, анализировать свою деятельность и оперативно исправлять найденные ошибки. Компания «КАМАЗ» занимает около 50% на российском рынке большегрузных автомобилей. Важным критерием успешной деятельности данной компании стала своевременная адаптация к стремительно изменяющимся условиям современного мира – был произведен переход от бизнес-модели «B2B» к «B2B2C». Для этого система управления взаимоотношениями с клиентами была внедрена не внутри компании, как это было раньше, а развернута во внешней среде, что позволило объединить всех независимых дилеров автопроизводителя. В результате компании удалось значительно расширить клиентскую базу – «КАМАЗ» охватил более 80% всех клиентов на рынке. Кроме того, теперь компания владеет всей информацией в цепочке «КАМАЗ-дилер-клиент», что позволяет повысить достоверность получаемой информации и оптимизировать действия продавцов.

Данный пример демонстрирует, что новейшие информационные решения позволяют наладить контакт с конечным клиентом и таким образом ознакомиться с их предпочтениями. Такая форма взаимодействия имеет ряд положительных сторон: высокая скорость обратной связи, индивидуализация товаров и услуг, улучшение качества обслуживания и другие. В отдельных случаях, переход к модели «B2B2C» является просто необходимой мерой, позволяющей компании выйти из затруднительного положения.

Подводя итоги, стоит отметить, что модели «B2B» И «B2B2C» играют важную роль в развитии российской цифровой экономики. Отечественные предприятия стараются сделать процесс покупки своих товаров максимально легким, удобным и понятным. «B2B»-транзакции составляют значительную часть всей онлайн-торговли, поэтому развитие данного сектора и грамотное использование инструментов «B2B2C» являются необходимыми условиями трансформации российского рынка.

 

Список использованной литературы:

1. Шваб Клаус Четвертая промышленная революция : перевод с английского / Клаус Шваб. — Москва : Эксмо, 2019. — 209 с.

2. Черпаков И. В. Архитектурно значимые требования как фактор обеспечения конкурентоспособности программного продукта // Стратегирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях: материалы международной научно-практической конференции, 4 декабря 2015 г. / Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ. — Часть 1. — Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. — С. 605-610

3. Шевченко А. В. Обзор "сквозных" технологий в Российской Федерации // Скиф. Вопросы студенческой науки. — июль 2019. — №7. — С. 149-152