ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE LESSONS OF GEOMETRY AS A MEANS OF DEVELOPING LOGICAL THINKING OF STUDENTS

Образование – один из важнейших институтов общества, который должен отражать уровень развития данного социума. Особенность современного этапа развития нашего государства связана с тем, что социально-экономические преобразования, происходящие в России, совпали по времени с общемировыми тенденциями процессов глобализации, перехода от постиндустриального к информационному обществу, что предполагает интенсивное развитие науки, создание новых технологий на основе наукоемкого производства, в следствие чего возрастает роль интеллектуального труда и меняются цели, содержание и функции образования.

В новых условиях социальный заказ государства и общества согласно Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года ориентирует школу на подготовку выпускника с развитым интеллектуальным потенциалом, сформированной ИКТ-компетенцией, способностью к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни [3, с. 4].

В этой связи становится необходимым совершенствование отечественного образования, а значит и качественного обновления методических подходов в преподавании школьных дисциплин.

Надо отметить, что сегодня все больше внимание уделяется вопросу доступности и наглядности предлагаемой учащимся учебной информации. Ведущую роль в этом отводят интерактивным средствам, которые в последнее время приобретают все большую популярность.

При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно - урочную форму занятий реализация наглядности значительно затруднена. Также необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем [1, 65].

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и знакомства на профессиональном уровне со специальным программным обеспечением. Мы предлагаем рассмотреть несколько примеров того, как с помощью математического пакета Math Tools, который является дополнительным компонентом программного обеспечения Smart Notebook, можно наглядно и интересно для учащихся представить тему «Углы» в рамках школьного курса геометрии.

На сегодняшний день, большинство учителей сходятся во мнении, что современные учащиеся при рассмотрении таких тем, как «Углы», их измерение и построение, очень часто встречаются с трудностями выполнения каких-либо манипуляций с измерительными инструментами. Как правило, многие из них вовсе не имеют на занятиях в наличии циркуля или транспортира, что конечно отражается на навыках работы с инструментами.

В такой ситуации отличным выходом является использование интерактивного инструментария. Мы предлагаем для рассмотрения программное обеспечение Smart Notebook, а также созданные на его основе  задания по теме «Углы», которые можно применять в школьной практике в рамках курса геометрии.

Во-первых, программная среда SMART Notebook позволяет, как создавать новые интерактивные анимированные уроки, так и объединять все ранее созданные обучающие материалы во всех распространенных программах, таких как Word, Excel, PowerPoint, включать в эту среду существующие цифровые образовательные ресурсы из любых источников: интернет, флеш-анимации и видеофайлы.

Во-вторых, данная программа делает уроки более увлекательными, что является хорошим стимулом для повышения интереса школьников к учебе.

В-третьих, в программе содержится специально разработанная для педагогов галерея, в которой имеется более 7000 интерактивных ресурсов по различным предметам.

В-четвертых, с помощью пакета можно выводить уроки на новый уровень благодаря использованию расширенного математического инструментария, работе с 3D моделями, включению интерактивных опросов и записи всего происходящего на доске в формате видео.

Математический пакет SMART Notebook Math Tools был создан на основе полученных пожеланий от преподавателей, с функциями, которые помогают проводить увлекательные и доступные для понимания учащихся занятия. При этом SMART Notebook Math Tools прекрасно подходит как для работы целого класса, так и для использования в небольших группах при индивидуальном обучении.

Далее предлагаем рассмотреть небольшое пособие по геометрии «Начерти, сравни, измерь» с использованием SMART Notebook Math Tools, которое содержит несколько основных заданий:

1.Измерить углы и поставить соответствующее значение (см. рис1).

Рис. 1. Измерь углы и поставь соответствующее значение

Для того, чтобы измерить угол, необходимо воспользоваться «Инструментами измерения», которые находятся на панели управления. Выбрав данную клавишу, кликая правой клавишей мыши, нам предлагается перечень инструментов, таких как: линейка, транспортир, Геодрейек, циркуль. Для выполнения данного задания мы выбираем транспортир, с помощью которого и будем измерять углы. Рассмотрим один вариант из задания (остальные задания выполняются аналогично).

2.Сравни углы. Данное задание идентично предыдущему, в котором мы подробно рассматривали все шаги выполнения измерения.

Рис. 2. Выполнение задания «Сравни углы»

 

В этой таблице учащимся необходимо поставить правильный знак между углами. А затем сравнить полученные результаты с правильными ответами.

3. Построить треугольник с помощью циркуля и линейки (см. рис 3). Здесь учащимся предстоит применить знания правил построения на практике. Самостоятельный уровень выполнения задания.

Рис.3 Выполнение задания «Построить треугольник»

 

В результате работы учащихся с интерактивными инструментами, они не только получают хороший опыт в области построения углов по заданным параметрам, но и имеют отличную возможность попробовать свои силы в использовании интерактивных средств для организации своей самостоятельной деятельности дома.

Также стоит отметить, что на базе изученных приемов, достаточно легко составить задания для реализации проектной деятельности учащихся, где от них лишь требуется применить уже знакомые им манипуляции с измерительными инструментами. Данные интерактивные приложения легко интегрируются в любую презентацию, которая может быть использована для дистанционной формы работы с учащимися.

Интерактивные технологии также позволяют обеспечить охрану и сохранение здоровья учащихся за использования таких Smart ПО, как:

  • Synchron Eyes;
  • EASY Student;
  • SMART Sync.

Технология их работы проста и в то же время очень эффективна, особенно если образовательный процесс осуществляется с учащимися разного уровня успеваемости.

Помимо того, что учитель видит работу каждого учащегося, он всегда может оперативно вмешаться в работу и подсказать. Это задает единый темп работы для всего класса в целом, экономя трудовые и физические ресурсы педагога, делая его работу более эффективной и качественной [2, с.3].

Таким образом, можно сделать вывод, что программа SMART Notebook является хорошим помощником учителя математики. Она оснащена различными инструментами, которые способны давать наглядную картинку хода шагов при выполнении различных заданий. 

При правильном использовании SMART Notebook Math Tools процесс обучения становится разнообразнее и интереснее. Различные виды деятельности, которые можно организовать, только используя программу, позволяют мотивировать учащихся к самостоятельной работе, выполнению более сложных манипуляций с математическими инструментами. Все это позволяет делать процесс обучения геометрии для современных школьников более увлекательным.

 

Список литературы:

  1. Волкова Е.А. Проектная деятельность учащихся: проблемы и перспективы // Наука и перспективы. – 2015. – №4. – С. 63-66.
  2. Волкова Е.А. Интерактивные технологии, как здоровьесберегающий аспект информатизации образования // Наука и перспективы. 2015. – №2. – С. 3.
  3. Мащенко М.В., Волкова Е.А. Развитие системного стиля мышления старшеклассников в процессе обучения информатике: монография. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. – 100 с.