Организация профориентационной работы для детей с нарушениями слуха

Organization of career guidance for children with hearing impairments

Профориентация инвалида – это научно обоснованный выбор трудового пути инвалида, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности.

В статье рассматриваются основные проблемы организации профориентационной работы для детей с нарушениями слуха в условиях Республиканской специальной (коррекционной) школы – интернат. Приводятся результаты опроса учащихся с 9-12 класс, выявившие эффективную работу со стороны социального педагога для детей.

При организации профориентационной работы с детьми нарушениями слуха в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат  необходимо учитывать специфику физического ограничения, обучения и развития, возможности компенсаций нарушений в развитии, поскольку данный факт влияет на особенности процесса их профессионального самоопределения. Раскрытие личных склонностей и интересов определяет направление, степень и характер нарушения, доступных видов труда позволяют определить содержание, формы и методы профориентационной работы с детьми нарушениями слуха.

В качестве методов исследования был выбран такой метод исследования, как опрос по специально разработанному опроснику из 14 вопросов. Так как дети не совсем понимают вопросы, они были упрощены до минимума и ответы были закрытыми и открытыми. В итоге в исследовании приняли участие 14 учащихся, классы совсем маленькие, поэтому и респондентов мало.  Возраст детей от 15- 17 лет (9,10 и 12 классов )

Результат исследований показал, что социальный педагог в конце каждого учебного года проводит анкетирование в целях изучения интересов и склонностей учащихся, также организует работу с родителями, проводит пропаганду по профессиям, привлекает родителей к проведению различных форм профориентационной работы, проводит занятия с детьми по изучению основ законодательства о труде.

Воспитатель проводит беседы о выборе и престиже профессии, встречи с людьми различных профессий, с бывшими выпускниками. Дети участвуют в общественно полезном труде, посещают кружки по интересам, выпускают газеты и альбомы об интересных профессиях, ездят на экскурсии на предприятия. Психолог при проведении бесед заостряет внимание на значении правильного выбора профессии, на наиболее типичных ошибках учащихся при выборе профессии, показывает, как влияет на правильность выбора профессии интерес к ней, склонности, способности, здоровье, содержание труда и готовность к нему.

В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление учащихся с нарушением слуха со значительно большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны.

            С выбором направления профессиональной подготовки не определились 43% учащихся и 57% учащихся уже определились выбором будущей профессии.

Рекомендуется оказывать методическую помощь в проведении профориентационной работы с привлечением учреждений профессионального образования, администраций, научно-исследовательских институтов  т.д.

            На вопрос о не готовности к выбору профессии ответили 6 учащихся. Основные причины, по которым школьники не могут определиться с выбором направления профподготовки: учащиеся не могут выбрать из нескольких вариантов, мало знают о профессиях. (рис.2)

Рекомендуется ежегодная разработка электронных справочников для детей с ОВЗ «Образование в Республике Саха (Якутия)» для абитуриентов.

            На третий вопрос «Какая профессия тебе нравится?» Наиболее востребованными направлениями профессии среди учащихся  являются следующие: врач, юрист, учитель, дизайнер, психолог, спортсмен и др.

Рекомендуется разработка информационных материалов по каждой специальности с описанием дальнейшего трудоустройства и помощь социального педагога для ознакомления родителям и учащимся профессии, которые им доступны.

Среди мотивов выбора направления профподготовки на первое место школьники ставят приносить пользу людям 43%, на второе – высокую заработную плату 22%, на третье – престижность профессии 14%. При этом школьники мало учитывают востребованность профессии на рынке труда.

Рекомендуется разработка комплекса мер по формированию у учащихся профессиональной грамотности и умения ориентироваться на рынке труда.

На выбор профессии большинство сами приняли участие – 57%, психолог – 29%, родители – 14%, друзья – 0%. (рис.4)

Рекомендуется работа социального педагога с выпускниками школы и помочь определиться с выбором будущей профессии и не ошибиться.

На шестой вопрос о поддерже со стороны родных ответили: с выбром будущей профессии детей поддерживают родители – 100%.

Рекомендуется для еще более эффективной работы необходимо провести беседу родителей вместе с социальным педагогом для поддержания ребенка с выбором профессии.

Дети беседовали о профессиях -69% и 31- % детей не беседовали.

Главным источником  информации об учебных заведениях для школьников является Интернет. На втором месте  рассказывают родители .

На вопрос возможно ли трудоустроиться большинство уверенно ответили да – 79% и 21% не знают.

Таким образом, исследование показало, что для детей с нарушением слуха в школе ведется полноценная профориентационная работа каждый месяц. Для них проводятся беседы и консультации о профессиях индивидуальное и групповое. Они ходят в экскурсии в учебные учреждения и предприятия, на мастер- классы, посещают worldskills, устраивают различные мероприятие о профессиях, проводят игры и проходят тест профессиональных склонностей. Таким образом, они расширяют свой кругозор и оценивают свои возможности и вместе с тем свои интересы и в этом им помогает социальный педагог т.е. в профориентационной работе с детьми нарушениями слуха приоритетным является социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в формировании его ориентаций.

 

 

 

 

Литература

  1. Пряжникова, Е.Ю Профориентация : учеб. пособие / Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников.  – М.  : Академия, 2006. – 496 с.
  2. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е.И.Холостова. - М. : Дашков и К°, 2010. — 240 с.
  3. Гордиевская, Е.Л.Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения / Е.Л.Гордиевская //  Право и образование. – 2008. - №4. - С.175.
  4. Егупова, М. А. К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья / М.А.Егупова // Право и образование. -2010. - №2. – С. 155.
  5. Кон, И.С. Психология старшеклассника : учеб. пособие / И.С.Кон. - М. : Академия, 2006. - 192 с.
  6. Романенкова, Д.Ф. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования / Д.Ф.Романенкова, Н.А.Романович // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 4. – С. 45.
  7. Свистунова, Е.В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Свистунова, Е.В. Ананьева // Системная психология и социология. - 2011. - №4. – С. 101.