ИЗУЧЕНИЕ КАРИЕСА У УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

STUDYING CARIES AMONG SCHOOLCHILDREN WITH

Цель: Изучение распространенности  и причины развития кариеса у учащихся школы.

Задача: 1.Изучение литературы о  кариесе; 2. Оценка  интенсивности поражения зубов по индексу КПУ; 3.Сбор опросных сведений ; 4.Выявить причины развития кариеса; 5. Обобщить свои собственные материалы  и наблюдения; 6.Разработать  памятку по  профилактике кариеса.

Виды кариеса:

  • кариес в стадии белого шероховатого пятна — когда разрушены только наружные кристаллы эмали;
    • поверхностный кариес — когда эмаль разрушилась до поверхности дентина;
    • средний кариес — когда осталось половина или одна третья часть дентина;
    • глубокий кариес — когда над сплетением сосудов пульпы остался совсем тонкий слой дентина.

По тому, в каком месте зуба развивается кариес, выделяют кариес эмали, дентина и даже кариес корня. Если у вас есть зубы, на которых был кариес, а теперь стоят пломбы, их все равно надо осматривать 2-3 раза в год, потому что могут появиться новые дырочки. А для того чтобы их не было, надо проводить профилактику.

Кариес и его опасность для здоровья. Зубы подвержены различным заболеваниям: пародонтоз, периодонтит, пульпит и многие другие. Но одно из наиболее часто встречающихся заболеваний – зубной кариес. Мне захотелось узнать как можно больше об этом заболевании. На сайте «Стоматология» в интернете я узнала, что самые главные враги зубов – вредные бактерии. Они появляются на зубах после еды и очень быстро размножаются. Если не ухаживать за зубами, огромное количество микробов и бактерий начнут разрушать их и возникает кариес. Кариес – это размягчение, разрушение твердой ткани зуба. Если его не лечить, наступает повреждение пульпы (рыхлой ткани зуба) – воспаление, загноение, омертвление зуба (пульпит). Кариес, пройдя все стадии развития, становится опасен тем, что через больной зуб в организм может легко попасть инфекция.

Кариес временных зубов. Кариес временных зубов у детей до трех лет, как правило, развивается на истонченной, неправильно сформированной, шероховатой эмали центральных резцов, чаще на верхней челюсти, чем нижней.  Факторами развития кариеса: являются болезни матери в период беременности и патологические роды, искусственное вскармливание ребенка сладкими молочными смесями, кефиром, киселем, соками, чаем и морсами. Он развивается быстро, безболезненно и поэтому обнаруживается неожиданно для родителей. Зубы бывают покрыты большим количеством налета с множеством микробов, иногда он имеет желтоватый цвет, под ним идет быстрое разрушение эмали и дентина. Во временных зубах кариес распространяется больше вширь, чем вглубь.   У детей от 3 до 6 лет кариес временных зубов чаще образуются на боковых поверхностях зубов. На боковой поверхности одного зуба появляется кариозная полость, то через некоторое время и на соседнем зубе возникает кариес и образуется контактная полость. 

Кариес постоянных зубов. При кариесе постоянных зубов у школьников 6-7 лет кариесом в первую очередь поражаются  передние зубы  или шестые . При этом кариозные полости возникают на жевательных поверхностях зубов.. Часто имеется точечное входное отверстие, которое ведет в большую кариозную полость, заполненную размягченным дентином.

У детей среднего школьного возраста наиболее часто кариесом поражаются боковые поверхности  резцов и нёбные ямки этих зубов. У подростков и старших школьников развивается   «острый кариес», при котором быстро и бессимптомно образуются множественные кариозные поражения в десяти и более зубах.   Множественное одномоментное размягчение зубов свидетельствует о нарушении обмена кальция в организме, что требует специального обследования и лечения у педиатра. По нашим исследованием 

Развитие кариеса связано с рядом факторов. Выделяют три основных причины разрушения зубов: • высокая загрязненность полости рта микроорганизмами; • изменение состава и количества слюны;  • недостаточная прочность зубных тканей.

Результаты  исследования:

  1. Результаты оценки степени поражения зубов у детей. Для характеристики интенсивности кариеса использован общепринятый индекс КПУ и его компоненты – ²К² (кариозный), ²П² (пломбированный), ²У² (удаленный). Индекс КПУ представляет собой интегрированное значение всех стадий кариеса.

1.Индекс КПУ по классам

 

Класс

 

Всего учащ.

Количество , процент%

 

 

Кариес   «К»%

Пломбирование «П»%

Удаление «У»%

Индекс КПУ

1

12

7-16

3-3

 

10-22

41/34%

2

11

8-21

5-7

7-14

42/38%

3

13

7-23

5-9

6-15

47/36%

4

11

8-25

5-14

4-8

47/43%

5

13

9-21

4-13

5-18

52/40%

6

13

5-17

7-19

6-16

52/40%

7

17

16-35

5-26

7-31

92/54%

8

14

9-27

8-32

5-15

74/53%

9

16

14-36

13-38

8-20

94/59%

10

13

9-23

7-24

9-27

74/57%

11

19

16-38

15-42

14-38

118/62%

всего

152

108/71%

77/50%

81/53%

733/48%

 

Результат показывает, что из-за удаленности наслега от центра района и не своевременного оказания стоматологической помощи, поражения зубов детей по индексу КПУ высока.

2.Результаты беседы с врачом  МУБ «Табалахская больница». По мнению врача, многие дети разного возраста очень часто обращаются болями в зубах.  И   причиной болезни она считает: чрезмерное употребление сладкого, не умения использовать  средствами чистки зубов, не полоскание рта после потребления пищи. И предлагает  восполнить недостаток витаминов и минералов употреблением витаминов – минеральных комплексов: «Компливит », «Пиковит», «Алфавит», «Мультитабс», «Ревит».

3.Результаты изучения питания школьников в школьной столовой. В результате проведенного исследования мы установили, что : - в меню практически не содержатся фрукты, овощи,   рыба, морепродукты,  и.т.д.;- имеются продукты с высоким содержанием    углеводов, особенно сахара; (печенье, конфеты, вафли) , которые в большом количестве содержатся в кондитерских и мучных изделиях;- данное меню регулярно повторяется, т.е. изменения в меню вносятся редко.

  1. Результаты исследования воды озера Улахан-Кюель. Анализ проведен в лабораториях ГУП РС (Я) «Центргеоаналитик» г. Якутск и в аналитический испытательный центр РАН г. Черноголовки Московской области

        Химический анализ воды показал, что вода озера Улахан-Кюельсильно загрязнена,   наблюдается  пониженная концентрация в воде F фтора 0,6 мг/л , когда  предельно допустимая концентрация в питьевой воде 0,7 мг/л.
  Фтор поступает в организм человека только с водой. Он входит в состав зубной эмали. При его отсутствии или недостатке зубы у людей подвергаются порче - кариесу, избыток фтора – вызывает флюороз. содержание фтора ниже нормы ПДК .Пониженное содержание фтора в воде  может быть связано с  химическим составом почвы и геологическими ландшафтами. 

5.Результаты изучения  торговых точек с Улахан-Кюёль. Было обследовано 3 магазина. В ассортименте имеются  много сладких продуктов содержащие углеводов..А  продукты полезные для зубов: это жёсткие овощи и фрукты, зелень, ягоды, орехи, молочные продукты, морепродукты, яйца, каши, особенно овсяная в постоянно не продаются.В  селе   предприниматели самостоятельно завозят необходимые населению продукты. Устанавливают цены сами компенсируя свои затраты на доставку.Основная часть жителей наслега живут на  детские пособия , на пособия по безработице, на доходе личного подсобного хозяйства, поэтому невысокий уровень доходов населения  не позволяет постоянно употреблять  эти продукты питания. А также в ходе исследования выяснилось, что в магазинах села из  5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие имеются только жесткие. Нет детских зубных щеток, которая    должна быть мягкой, с искусственной щетиной и гибкой изогнутой ручкой.  

6.Результаты изучения   натуральной жевательной смолки и современных жевательных резин. Опрос среди населения показало, что в старину чистили зубы   золой, кусочками угля .Из смолы хвойных растений делали жвачки.В первую очередь, отмечена высокая эффективность жевательной смолки как профилактического средства для предупреждения различных заболеваний полости рта, как инфекционного, так и воспалительного характера. Многие отмечают также устойчивое устранение неприятного запаха изо рта в результате жевания смолки, иммуномодулирующий эффект сделает смолку незаменимым средством в период эпидемии гриппа и других вирусных инфекций. Противовоспалительные свойства жевательной смолки делают её незаменимым средством при болях в горле, зубов,расстройстве желудка. Жевание такой натуральной жевательной резинки ежедневно оказывает общеукрепляющий, профилактический, противовоспалительный эффект на организм в целом.

Провели исследование по  изучению состава современной   жвачки .Выяснилось, что в состав современных жевательных резин входят: Подсластители: сироп глюкозы;
сахар,ароматизаторы,красителиЕ120(зеленый); Е141(красный); Е160а(желтый, оранжевый),добавки гидрокарбонат натрия E500ii – разрыхлитель и регулятор кислотности.

  1. Результаты анкетирования учащихся с целью выявления потребления продуктов. Исследуемой группе учащихся предложено ответить на вопрос анкеты: «Какие продукты вы употребляете чаще всего?». Опрошено 63 учащихся .В ходе исследования выяснилось , что 43- 66,6% учащихся  в рационе питания  чаще употребляют сладкие конфеты, печенье,  газированный напиток, потребляют молока и молочных продуктов.   Поэтому ежедневное поступление кальция в организм уменьшилось на 26 % от рекомендуемого количества.
    Наши эвены-оленеводы веками восполняли свой  организм белками, кальцием, микро и макроэлементами , употребив ресурсы родной природы  и  свои традиционные пищи :  рога ,мясо,  молоко оленя и диких животных, а также рыбы.

8.Результаты  наблюдения одежды  у учащихся. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых устанавливаются СанЭпид правилами и нормативами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03.  Соблюдение требований этих санитарных правил является обязательным для граждан.  Наблюдение показало, что наши дети носят одежду и обувь , которые не соотвествуют нашему климату. Многие зимой носят    лыжные шапки,  обувь на резиновых подошвах и следовательно это приводит к заболеванию зубов и организма в целом.

9.Результатысоц.опрос среди учащихся. В данных возрастных группах проведен  соц.опрос среди 105 учащихся. Анкета включала вопросы:

  • Как часто ты чистишь зубы? - 1 раз в день(76уч), 2 раза в день(24 уч)
  • Знаком ли с методикой чистки зубов? да-47 нет-58
  • Как долго используешь зубную щетку? год-58 полгода- 43 месяц-0 другое-4
  • Знаешь ли о дополнительных предметах гигиены полости рта и правилах обращения с ними? да- 63 нет-42

 По итогам соц.опрос среди  учащихся выяснили, что дети плохо знают гигиену полости рта, что подтверждает о проведении  просветительских работ среди учащихся и жителей наслега. 

Вывод: В ходе исследовательской работы мы выяснили:  1.Оценка интенсивности поражения зубов    детей   достаточно высока. 2. Возникновению и развитию  заболеваний зубов  наших детей способствуют следующие   причины:   - Загрязненность  воды и  пониженное содержание фтора и кальция  на озере Улахан-Кюель.; - Дети  недостаточно  употребляют пищу из натуральных продуктов; - Низкий уровень гигиены полости рта   и не знания правил чистки зубов; - Удаленность наслега  , которая способствует не своевременному оказанию   помощи    врачами-стоматологами; - Дети носят одежду и обувь , которые несоотвествуют нашему климату. 3. Рекомендуем  использовать жевательные  смолки из   лиственницы. которые  благоприятно влияют на   ткани зубов.

Литература


1.Луцкая И.К. «Руководство по стоматологии» Практическое пособие: Ростов-на-Дону Феникс 2002 г.


  1. Дмитриева А.А., Ю.М. Максимовский «Терапевтическая стоматология»: Национальное руководство 2009 г.

  2. http://kgmuhelp.ru/content/avstraliiskie-stomatologi-sostavili-chernyi-spisok-produktov-pitaniya-portyashchikh-zuby

  3. http://ewomans.com/2011/05/karies-zubov-prichiny-ego-vozniknoveniya-i-poyavleniya/

 

Literature

1.Lutskaya I.K. "Guide to Dentistry" Practical Guide: Rostov-on-Don Phoenix 2002

  1. Dmitrieva A.A., Yu.M. Maksimovskiy "Therapeutic Dentistry": National leadership 2009
  2. http://kgmuhelp.ru/content/avstraliiskie-stomatologi-sostavili-chernyi-spisok-produktov-pitaniya-portyashchikh-zuby
  3. http://ewomans.com/2011/05/karies-zubov-prichiny-ego-vozniknoveniya-i-poyavleniya/