ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS IN TECHNOLOGY LESSONS

В настоящее время основным остается экологическая подготовка современного человека, которая предполагает  приобретение и развитие следующих компонентов:

- владение научной системой знаний в области экологии, четкое теоретическое осознание взаимодействий в системе «нооценоз – природная и окружающая среда человека»;

- гуманистическое мироощущение, широкий диапазон эмоционально-чувственного мира с любовью к природной жизненной среде и человеку;

- сформированность волевого характера, без которого невозможна реализация знаний и чувств человека в практических действиях, как в быту, так и в производственной сфере. [2]

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важно экологизации всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

«Концепция экологического образования и воспитания в Республике Саха (Якутия)» определяет направление экологического образования и воспитания: «Система дошкольного и школьного ЭОП призвана обеспечить основы формирования общих принципов культуры человека в его взаимоотношениях с окружающей  природной средой, которые включают:

- приоритет духовных и культурных ценностей народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия);

- здоровый образ жизни, обеспечивающий возможность нормального физического и психического развития, воспроизводства населения и сохранении его генетического фонда;

- научность и достоверность учебной информации;

- современность технических средств обучения».

Предмет экология обеспечивает конкретное раскрытие методологической идеи единства человека и природы, видение и понимание взаимодействия природы и человечества в планетарном масштабе. Этому положению соответствует концепция глобального воспитания, которая широко распространяется в мире.

Огромную роль в жизни каждого человека играют бытовые, в первую очередь, жилищные условия. Человек значительную часть своего времени проводит у себя дома, среди семьи. Здесь он после трудового дня отдыхает, проводит свободное время. Можно без преувеличения сказать, что от домашних условий, семейной обстановки во многом зависит его настроение, работоспособность, здоровье и долголетие.

Наш дом – подходящее место для того, чтобы улучшить качество среды своего обитания. [1]

Сформировать у школьников экологические знания можно, включив их в процесс решения реальных экологических проблем. Большими возможностями для этого обладают уроки технологии.

Природа способна пробуждать лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать ее красоту, нельзя ограничиваться общим ее восприятием. Важно научиться замечать, прекрасное в деталях. В природном материале заложены, удивительные возможности. Раскрывая их, можно создавать подлинные произведения искусства. Из засушенных листьев, трав, цветочных листьев, перьев птиц, бересты, кожи, конского волоса и многого другого  можно создать свои уникальные, неповторимые картины.

В разделе «Технология приготовления пищи»  знакомятся с основными направлениями развития сферы быта и услуг, работой предприятий общественного питания, изучают товароведение пищевых продуктов, основы физиологического питания, гигиены и санитарии, получают знания об экологии человека, рынке труда, навыки использования технологическим оборудованием.  При изложении нового материала по кулинарии следует рассказывать о продуктах питания, которые снижают воздействия вредных веществ, в частности, радиоактивных, на организм человека: о продуктах, укрепляющих иммунитет, снабжающих наш организм витаминами; о значении и свойствах лекарственных растений.

Изучили и сравнили  содержание нитратов в овощах и фруктах  зарубежного и местного производства.

При проведении исследований  выбрали из привозных овощей и фруктов: 2 сорта огурцов,  помидор, перец сладкий, свекла, картофель,  капуста, морковь, репчатый лук, зеленый лук, петрушка, яблоки трех сортов: Империал, Гала и Китайский, груша, виноград. Из местных овощей: огурцы, томаты, перец сладкий, свекла, картофель, морковь, зеленый лук, петрушка, укроп.

Измерение содержания нитратов производили при помощи экотестера.

Сравнение разных частей овощей и фруктов показало, что наибольшая концентрация нитратов содержится у корнеплодов (морковь, свекла, лук репчатый) и у капусты в сердцевине, у укропа в стебле,  а у остальных овощей и фруктов в кожуре.

После проведенного исследования  замочили  овощи  на сутки в соленой воде. Результаты после замачивания были нулевые, кроме лука репчатого.

При изучении раздела «Культура дома» даются краткие сведения из истории интерьера, понятие об экологии жилища, современные приборы и устройства для поддержания температурного режима комнаты, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума, роль освещения в интерьере.

Для украшения интерьера учащиеся выполняют изделия из природных материалов.

Панно, сделанные из бересты, экологически чистые  материалы, имеющие лекарственные действия, которые благоприятно подействуют на здоровье человека. Это панно может очистить дух дома и сбережет от всякой нечисти и порчи, как говорится в философии  «фэн-шуй».

В прошлом бересту обрабатывали так мягко, гибко, что она напоминала кожу. Сегодня известно три способа выделки:

1) Чистят, обрабатывают, смазывают растопленным жиром, ждут, когда пропитается и снова смазывают. Тогда береста становится мягкой, легко протыкается иглой и шилом.

2) Кипятят в ухе, это придает бересте большую прочность. Такой способ использовали, когда делали  лодку. Издавна известно, каким отличным клеем является осетровый пузырь. Рыбий жир отлично упрочивает бересту.

3) Обезжиренное молоко чуть разбавляют водой и нагревают, тогда береста также смягчается и становится неломкой. [3]

Аппликация – один из популярнейших жанров декоративно-прикладного искусства. Техника ее проста и доступна всем: вырезание и закрепление на определенном фоне различных фигур.

Из бересты можно выполнить много красивых и полезных изделий – панно, украшения, цветы, сувениры. Для создания ее достаточно иметь  кроме бересты, ножницы, пробойник, линейка или разметочный циркуль, карандаш, клей «Момент», толстая игла, шило, острый нож, доску, где соскабливают пленку и грязь и картон для изготовления выкроек лекал. В качестве фона можно использовать полотно, бархат, сукно. При этом фон должен быть по фактуре плотнее. Прежде чем приступить к работе, нужно обязательно очистить бересту, отслоить сначала верхний слой, затем слой за слоем на тонкие куски.

Работа выполняется  в несколько этапов.

Первый этап – выполнение эскиза. Перед началом работы сделаем общий эскиз. Эскиз выполняем в двух экземплярах. Один контрольный, второй из картона – для    изготовления лекал.

Второй этап – изготовление лекал. Разрезав картонный эскиз, получаем лекала всех деталей. Наложим их на бересту и обведем по контуру карандашом. Затем вырезаем детали.

Выполнение работы. Выкроенные детали сначала приметаем к основе, а потом прикрепляем клеем «Момент». При пользовании клеем надо запомнить, что нельзя следовать инструкции на тюбике и выдерживать 15-20 минут после нанесения клея, а через минуту, полтора сразу накладывать на поверхность.

Цветы выполняем самым простым способом.  Способ состоит на следующем: на кружочках бересты разместим несколько кругов разного диаметра, вырезаем их ножом или ножницами. Делаем радиальные надрезы и придаем желаемую форму кончикам лепестков. [4]

Можно собрать цветы из отдельных лепестков, приклеивая их к заранее подготовленной основе. На основании цветка наклеиваем кружок – сердцевину.

Листьями для цветков могут быть просто вырезанные по шаблону кусочки, но они могут иметь и более сложную форму. Стебли выполняем из тонких полосок.

А иногда береста своей чудной окраской подает мастеру идею на создание сюжетных картинок или панно. Такая береста обычно попадается осенью, напоминающая тот или иной пейзаж, или явление природы. К примеру, панно  «Стерхи». Из белой бересты вырезали и наклеили фигурки  стерхов. Вокруг стерхов украсили узорами.

Вышивание  конским волосом открывает возможность для самовыражения, пробуждает фантазию, воспитывает художественный вкус, духовно обогащает, а также формирует настойчивость, терпение, аккуратность в работе.

Значение конского волоса. Айыы Творение Дьіґігій Айыы славится своей неутомимой силой, быстрой ездой, жирным мясом, крепким кумысом, длинным ворсом теплой шкуры, густой гривой. Из конского волоса плели неводы, сети. От летнего палящего зноя спасла шляпа, плетенная из конского волоса, а махалка из конского хвоста для отпугивания комаров просто была незаменима. Разные коврики, половики бережно хранились в якутских семьях и передавались из поколения в поколение.

Как, мы знаем, по якутским преданиям для обрядов используют белые конские волосы, лошадиные гривы, и тонкие витые волосяные веревки.

Вышивание – это кропотливая работа, требует внимательности и усидчивости. Прежде, чем приступить к выполнению работы познакомится с технологией вышивании, применением вышивки при оформлении интерьера.

Последовательность изготовления панно в технике вышивании из конского волоса. Рисуют эскиз композиции, выполняют деталировку ее на кальке, подбирают цветовую гамму, вышивают двусторонней гладью. Проутюживают. Затем вставляют к рамке.

Таким образом, с помощью вышивания конским волосом, получается панно. Если приобретать навыки, то работа не представляет сложности, и займет немного времени, а результат приятно удивит и обрадует. Конский волос – экологически чистый, натуральный материал.

Кожа - один из самых модных, экологически чистых, но и дорогих материалов.

Аппликация из кожи широко применяется при изучении основ композиции в прикладном искусстве. Для этого используем мочевой пузырь крупного рогатого скота. Мочевой пузырь легко поддается к обработке. Шестиклассницы с большим увлечением занимаются шитьем из  мочевого пузыря крупного рогатого скота. Начинают с небольших изделий – панно, сумочек. При изготовлении знакомятся со свойствами и способами их обработки, изучают технику шитья.  Создают оригинальные вещи с применением вышивки бисером, цветными   нитками. [5]

Из класса в класс учащиеся знакомятся со свойствами  и возможностями продуктивного использования бумаги, картона, ткани, и пластмасс, способами их обработки, изготовляют из них полезные изделия, в том числе и в качестве творческих проектов, учатся бережному использованию сырья, что очень важно для сохранения природной среды.

Работа над творческими проектами вызывает школьников живой интерес. Обсуждается содержание предстоящей работы, дается советы, консультируется по ходу выполнения проектов. Для своих проектов учащиеся стараются использовать бросовые материалы.

С каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут на 20%.

Можно вторично использовать твердые отходы. Природные ресурсы не безграничны. В современном мире декоративно-прикладное творчество пользуется огромной популярностью, ведь у каждого присутствует стремление выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность.  У каждого человека свой полёт фантазии, свой взгляд на мир и иногда так хочется показать это миру.

А если подойти творчески к переработке мусора, то можно создать различные украшения своими руками. Создание украшений не сложное занятие, а выглядят такие украшения очень даже привлекательно.

Исследовали  значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы, предложили варианты вторичного использования пластиковых бутылок.

В результате проделанной работы  выяснили историю возникновения бутылок: от первых стеклянных до современных пластиковых. Она удобна в применении, благодаря таким свойствам как лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимает всё большее место в жизни человека, но возникают огромные проблемы после ее использования.

Был проведен  опрос для учащихся, в результате которого узнали, какое огромное количество пластиковых бутылок постоянно освобождаются и требуют утилизации.

Провели опыт уничтожения пластиковой тары с помощью кислот и щелочей.

Узнали, что пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом,  подтвердили: пластиковая упаковка действительно засоряет землю и наносит вред природе.

Работая над проектом, использовали оригинальный и практичный способ повторного использования пластиковой бутылки – сделали  из нее прекрасное ожерелье - цветы.

Чаще всего использовали большие бутылки, где много ровного места.

Сначала  изготовили квадратики с размером: на маленькие цветочки 3х3, на средние 4х4  и на большие 8х8. Далее надрезали серединку с 4 сторон, не доходя до полсантиметра до центра, затем округлили наш квадратик, и так с каждой стороны. Округлив стороны, в итоге у нас получилась форма цветочка. И  вырезали 3 цветочка.  Далее обожгли края, для этого мы преподносили  формочки по середине огня, чтобы края обжигались аккуратно, обрабатывали каждый листочек, чтобы форма получилась натуральной.  Затем  взяли гвоздик и нагрели его на свечке, чтобы проткнуть середину нашего цветка, и так проделали со всеми  цветочками. Итак, когда  прокололи все  цветочки,  взяли проволоки для бисероплетения  и надели бусинку и в конце начали собирать цветок, втыкая проволоку в наши лепесточки. Нижнюю часть ожерелья мы украсили кисточками, сделанные из бусин зеленого цвета и вырезанных лепесточков из пластиковой бутылки.

В конце прикрепили застежку «Карабин PR-6» серебристого цвета.

Ожерелье получилось  изящным и легким, нежное сочетание цветов приятно для восприятия.

Работая над проектом по изготовлению ожерелья из пластиковой бутылки, дети  нашли много применений бытовым отходам из пластиковой упаковки, тем самым доказали возможность вторичного использования пластиковой бутылки

В течение учебного года учащиеся с большим интересом выполняют проектные работы. Работая над проектом, значительно расширяется общий кругозор школьников, пробуждается интерес к выдвижению собственных идей и реализации на практике, закрепляются знания и умения, полученные не только на уроках технологии, но и других учебных предметов.

Для формирования у воспитанников экологически сообразной модели поведения решающую роль играет его активная деятельность, положительное взаимодействие со сверстниками и  взрослыми.

 

Литература

 

  1. Грехова Л.И. В союзе с природой. – Москва-Ставрополь: «ЦГЛ» «Сервисшкола», 2002. – 288 с.
  2. Жук Л.И. В гармонии с природой. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2002. –128 с.
  3. Лугинов В.А. Экологическое образование учащихся в сельской школе: учебное пособие. – Якутск: изд-во Департамента НиСПО МО РС(я), 2002. -116 с.
  4. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. – Минск: «Асар», 2001. – 12 с.
  5. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. – Минск: «Асар», 2001. – 240 с.