ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТРИКОТАЖНОЙ ПРЯЖИ

TRAINING OF STUDENTS IN THE MANUFACTURE OF PRODUCTS FROM KNITTED YARN

Большую роль в формировании и развитии творческой личности учащихся играет школьное обучение и воспитание. Педагоги должны как можно раньше выявить творческие качества у школьников, обратить свою деятельность на их развитие.

Многие исследователи и педагоги определяют творчество через свойства личности, ее способности. Подчеркивая важность решения этих задач, ученые педагоги подчеркнули, что творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявлять закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени. Следует подчеркнуть, что особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания. [1]

Занятия по рукоделию, в частности занятия по изготовлению изделий из трикотажной пряжи могут обрести сегодня особую актуальность благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, неповторимое и нужное. Оптимальная трудность процесса работы и множественность образного решения изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании изделий, задействующих разные психические качества ребенка - все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей учащихся. [2]

Вязание — это процесс изготовления изделий из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов или на специальной машине. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. [3]

Нами была разработана программа кружка «Волшебный клубок», направленная на приобщение учащихся к полезному и прекрасному виду рукоделия. Вязание из трикотажной пряжи является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, и это является мотивом к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет экономическую роль в жизни человека. [4]

Трикотажная пряжа — это нить, изготовленная из 100% хлопка. Фактура нити такова, что из неё получаются плотные интерьерные вещи: сумки и корзинки, пуфы, коврики, украшения. Цветовая палитра трикотажной пряжи очень разнообразна: от нежных, пастельных оттенков, до ярких, сочных цветов. Благодаря этому каждый может удовлетворить свой вкус. [6]

Среди огромного выбора инструментов и приспособлений для вязания трудно подобрать именно то, с чем будет удобно работать. Множество производителей предлагают различные варианты исполнения спиц и крючков для вязания, а также сопутствующих приспособлений.

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов. Срок реализации 1 год (по 2 часа в неделю), всего 70 часов. [4]

Занятия проводятся с применением разнообразных методов обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Учащиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях, обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками. [5]

Итогом работы учащихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Так как основная форма проведения занятий – практическая работа. В программу включены следующие темы: Виды декоративно-прикладного искусства; Вязание спицами. История возникновения; Набор петель. Вязание лицевого и изнаночного полотна; Закрепление петель; Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель для вязания корзинки; Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Охрана труда; Воздушная петля. Столбик без накида; Орнамент в вязании; Чтение схемы. Вязание чехол для подушки; Вязание коврика; Вязание корзинки; Изготовление сумки кросс-боди; Вязание сумки-шоппер; Вязание тапочек; Изготовление предмета быта или одежды по выбору. [4]

Таким образом, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. [5]

 

Литература

  1. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  2. Симоненко В.Д. Теоретические основы обучения технологии в школе: книга для учителя / под ред. П. Р. Атутова.
  3. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическаяконцепция развития общества и образования). Монография. - Брянск:Изд-воБГПУ, 2001, - 214с.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
  5. Истомина Л.С. Системы производственного обучения. Их применение в трудовом обучении школьников[Электронный ресурс]/ Истомина Л.С.//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – режим доступа - http://festival.1september.ru/articles/312091/
  6. Свалов Е. А. Электронный учебник как средство обеспечения продуктивного типа познавательной деятельности учащегося / Е. А. Свалов // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 2(75). – С. 62 - 70. - Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0075(03_$022010)&xsln=showArticle.xslt&id=a08&doc=../content.jsp