ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ

ORGANIZATION OF CIRCULAR CLASSES ON DECOUPAGE TECHNOLOGY

Всестороннему развитию ребенка способствует учебное учреждение – в первую очередь общеобразовательная школа, где организуются не только классные занятия, но и внеклассная деятельность в различных формах (кружки, научные общества, факультативы и т.д.). Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует достижению более высоко творческого и трудового уровня развития учащихся. Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением. Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Его главная задача — активизировать процесс познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала.

Кружковое занятие по декоративно-прикладному творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает школьниками приобрести глубокие и прочные знания в области естественных наук, ценные практические компетенции; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, формирует культуру труда, умение работать в коллективе. Значение кружковой работы состоит в расширении и углублении знаний учащихся, развивает их инициативу, творчество, расширяет кругозор, способствует не только упрочению приобретённых на уроках компетенции, но и формирование новых.

Большие возможности в развитии творческих способностей заключают в себе такие виды творчества как декупаж, вышивка крестом, работа с тканью. Эти виды деятельности отличаются безграничной применимостью. Элементы интерьера, подарки, личные вещи, все это можно преобразить, используя различные техники выполнения.

Декупаж является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника декорирования снова вошла в моду. В наше время в этой технике изготавливают различные детали интерьера, декорируют мебель, посуду и даже одежду [4].

Занятие декупажем – это увлекательное занятие, которое наполнит жизнь учащихся радостью творчества, даст возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что можно принести в окружаемую действительность еще немного прекрасного. Занятия откроют перед учащимися широкую возможность для реализации идей по дизайну интерьера, кухонной утвари и предметов быта. Кружок по технике декупаж, помогает ребенку раскрыть его творческий потенциал, развить эстетический вкус, воспитать такие важные качества как усидчивость, аккуратность, самостоятельность при выполнении работ, добросовестное отношение к труду.

Целью данного исследования является разработка и апробация программы кружка по обучению учащихся технике декупаж.

Объектом  исследования является процесс организации кружка по «Технологии».

Процесс обучения учащихся на кружковых занятиях по технике декупаж будет наиболее эффективным, если научить искать идеи, разрабатывать эскизы и образцы изделий, знакомить с видами и стилями декупажа в процессе совместной работы учащихся с педагогом.

По требованиям к результатам освоения   основной образовательной программы основного общего образования, изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • Активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • Совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • Формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности [1].
В современном производстве быстро меняются технологии. Поэтому человеку нужно постоянно повышать свою общую и технологическую подготовку. Прежний лозунг «Знания на всю жизнь» - заменяется установкой «Знания через всю жизнь». Следовательно, акцент в образовании должен переместиться с вооружения знаниями, умениями навыками на формирование потребности в знаниях и навыках самообразования [2, с. 93].

Опытно-экспериментальной базой исследования стала Тыайинская средняя общеобразовательная школа имени Н.Х. Дьяконова Кобяйского улуса (района). В работе участвовали обучающиеся данной школы, которые и составили экспериментальную и контрольную группы исследования.

Практическая значимость исследования заключатся в том, что представленные материалы могут быть использованы педагогами дополнительного образования, учителями технологии, студентами заинтересованными данной проблемы. Практический урок – ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими инструментами, приборами и другой техникой. Практические уроки играют большую роль в развитии учащихся культуры трудовых движений и формирования общей технологической культуре. [3]

Организация кружковой работы в области технологии способствуют раскрытию индивидуальных способностей учащихся, обогащает его личный опыт, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности. Таким образом, учащийся приобретает необходимые практические умения и навыки в различных формах внеклассной работы: предметных кружках, научных обществах, олимпиадах, конкурсах и т.д. В данной работе мы рассмотрели преимущества различных форм внеклассной деятельности и сделали выбор в пользу кружковых занятий в технике декупаж.

Нами была разработана программа  кружка по обучению учащихся технике декупаж с выведением часов на теоретические и практические занятия.

Программа рассчитана на один учебный год – 72 часа и предусматривает вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, изучение истории декупажа, ознакомление с видами и стилями декупажа, необходимыми материалами и инструментами для изготовления изделий, работа с эскизами, изготовление изделий.

Далее идет методика обучения учащихся изготовлению изделий в технике декупаж. Она включает в себя:

-место проведения;

-правила поведения во время проведения занятия;

-технику безопасности;

-методы и способы работы с инструментами и оборудованием;

-организацию учебного процесса в кружке и т.д.

Чтобы выявить степень их подготовленности учащихся по данному направлению декоративно-прикладного творчества, для обеспечения дальнейшей успешной работы кружка и эффективного усвоения всеми учащимися нового материала был проведен педагогический эксперимент.

Во время обучения в кружке у ребят значительно повысился уровень теоретических знаний в области техники декупаж.

Ребята с интересом занимались в кружке. Следует отметить, что методика проведения кружковых занятий способствовала развитию творческих способностей учащихся, вызвало у них эмоциональный отклик, положительное отношение к творческой деятельности, что в конечном итоге способствовало формированию у учащихся подлинного действенного желания творить.

Во время занятий в кружке у учащихся экспериментальной группы интерес к искусству повысился.  Динамика показателей информированности у детей за период экспериментальной работы носит положительный характер: в начале составляет лишь 31,25%, затем повысился до 71%. Уровень творческих способностей по итогам теста Торренса повысился в среднем на 39,25 баллов.

Педагогический эксперимент по обучению учащихся технике декупаж показал, что обучение школьников декоративно-прикладному творчеству на внеклассных занятиях, имеет большое значение в развитии и формировании компетенций. На кружковых занятиях формируется эстетический вкус, творческое отношение к труду и умение создавать красивые вещи.

Задачи, поставленные в соответствии с целью данной выпускной квалификационной работы, решены. Нами была изучена литература по теме исследования; проведено тестирование по выявлению творческих способностей и формированию компетенций, в ходе, которой, мы подтвердили эффективность разработанного нами учебного плана по изготовлению сувениров в национальном стиле.

Проведенное исследование уровня творческих способностей учащихся на занятиях в рамках разработанного нами кружка показало, что уровень креативности после занятий по технике декупаж стал увеличиваться. Большинство учащихся искали оригинальные способы решения, проявляли творческую инициативу. Они стали активны, самостоятельны, инициативны в придумывании способов изготовления изделий в технике декупаж.

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12 2010г. №1897)
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли. [пособие для учителя]/ А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  3. Кругликов Г.И. Методика обучения старшеклассников к творческой деятельности / Г.И.Кругликов, В.Д. Симоненко. – Курск: Изд-во КГТГУ 1998. – 321с.
  4. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны / под ред. Ю.Л. Хотунцева. – М.: МГТУ им. Н.Э Баумана, 2013. - 496 с.