Методический конструктор активных методов и форм на уроках технологии по ФГОС

Methodical constructor of active methods and forms on technology lessons on GEF

Задача школы на современном этапе – не дать объем знаний, а научить учиться. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность и логическое мышление. В отличие  от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками. Обоснованием выбора педагогической идеи является то, что по предмету  технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, так как активные методы и формы на уроках технологии способствует развитию метапредметных умений и навыков,требуемых по ФГОС. И первым шагом в методическом решении данной проблемы является конструирование основных элементов системного-деятельностного подхода.

Концепция педагогической идеи: является переход от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения распространенным. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны.[2]

1.Системно-деятельностный (проблемное обучение)

  1. Метапредметный (интегрированный)
  2. Компетентностно-ориентированный
Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря  практической проработки большей части материала, а значит,  и более усваиваются учениками.

Интересы обучающихся не только от года к году, но и от одного класса к другому меняются. Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Условиями эффективной реализации педагогической идеи являются:

- субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, кото¬рое определяет положение обучающегося в процессе обучения как активного субъекта деятельности;

-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- осуществление мониторинга.

Классификация активных методов и форм.

  1. Проблемно-поисковый метод
  2. Исследовательский метод
  3. Игровой метод
  4. Проектный метод. [1]
Приведем примеры практической реализации активных методов и форм на уроках технологии.
  1. Проблемно – поисковый метод,
На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения: Этот метод можно использовать в любых классах в начале урока. Раздаю учащимся по листу бумаги и прошу написать в течение 1 минуты все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитывают сколько слов им удалось написать и выясняют у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся внимательно слушают и следят за объяснением нового материала. И в конце урока на том же листе дополнительно пишут слова уже усвоенные на данном уроке, и снова идет подсчет. Второй пример. В начале урока раздаю карточки из разрозненных листочков, на листочках отдельные буквы и слоги или слова, обозначающие, о чем должны говорить сегодня на уроке. Дети должны за короткий промежуток времени найти слова. Например, на уроке кулинарии в 5 классе по теме «Холодные блюда» слова будут бутерброд, хлеб с маслом. Это означает, на данном уроке будем говорить о бутербродах.
  1. Игровой метод, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.
Например, вместо обычного опросника по пройденному материалу можно проводить брейн-ринг.

Это развивает мышление, смекалку, укрепления межличностных отношений, воспитывает чувство взаимопомощи. Сюжетно-ролевые игры лучше проводить в 5-6 классах. Например: Я – художник-модельер. Учащимся предлагается придумать одежду для девочки своего возраста для школы, для дискотеки, для дома. По рисункам можно сделать мини-защиту творческой работы и выставку.

Одним из приемов, входящих в этот метод можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

  1. Исследовательский метод. Например, в 5 классе проходя новую тему «Моделирование рабочей одежды для дома (фартуков)». Здесь важна история развития фартука. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу. Богатые люди носили поверх первого еще второй передник.
Для развития вкуса необходимо предоставить учащимся возможность чаще видеть образцы декоративно-прикладного творчества. Девочки исследуют образцы старинных работ столе ---- журналы по рукоделию, книги, фотографии с выставок.
  1. Проектный метод.
Упражнения могут рассматриваться как блоки, необходимые для развития этих способностей. Упражнения необходимы, но они не могут заменить собой проекты. Они могут быть отдельным видом деятельности или входить в рамки большого проекта.

Проведение мини-защиты творческих работ, коллективное выставление оценок. В 6 классе по теме «Моделирование юбки». Девочкам дается домашнее задание подготовить эскиз и сшить рабочую юбку Золушки.

Итог: мини – защита творческой работы. Какой должна быть рабочая юбка, из какого материала, какого цвета, какие технологические работы выполнены, по покрою какая должна быть рабочая юбка.

В этих примерах девочки должны писать краткую формулировку задачи, анализировать изделия, технологическая работа с тканью.

Не обязательно начинать с исследования ситуации и написания краткой формулировки задачи. Можно начать с дизайн-анализа существующих изделий, выбрав для этого два-три похожих объекта.

На основе выше изложенного можно сделать общие выводы:

Для реализации  ФГОС  по предмету  технология использование  активных методов и форм на уроках технологии  способствует развитию метапредметных умений и навыков, требуемых по ФГОС. Следует только учесть характер учебных занятий оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках, исполнением обучающимися  разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий, мыслить, анализировать, сопоставлять, сравнивать; развивать творческие способности каждого обучающегося.

Литература:

  1. Кабкова Е. В. Педагогические  технологии  в  дополнительном художественном образовании детей. - М.: Академия, 2011. –176 с.
  2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.- М., 2006. - 168 с.