ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ

THE AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN DIFFERENT LEISURE ACTIVITIES ON TECHNOLOGY

Кружковая деятельность - особая сфера жизни учащихся. Максимальное разнообразие, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей являются важными принципами его организации. Именно кружковая деятельность с правильной организацией создает каждому ребенку возможность осознать и утвердить себя, испытать чувство успеха. Активная работа любой группы способствует воспитанию эстетической культуры и усердия учащихся, расширению их мировоззрения, развитию способности воспринимать и чувствовать красоту. Участвуя в кружке, дети могут углублять знания и навыки по интересующему их вопросу и применять их в общественно полезной работе в школе и дома [3].

Основной целью деятельности кружка в рамках предмета технологии является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и навыков, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, его профессионального самоопределения. На рынке труда формируется гуманистически ориентированное мировоззрение [5]. Программа деятельности кружка учителя технологии, разработанная нами девочек 6-7 классов, имеет практико-ориентированную направленность.

Кружок «Витражная роспись» способствует формированию регулирующих универсальных образовательных действий для школьников путем приобретения навыков самообслуживания; овладение приемами витражной росписи; освоение правил техники безопасности. В то же время он обеспечивает развитие эстетического воспитания [4].

Формирует представления о творческой и моральной значимости работы в жизни и обществе человека, о мире профессий и важности выбора правильной профессии. Занятия по этой программе обеспечивают личностное развитие школьника.

Актуальность данной программы заключается в ознакомлении учащихся с эстетическим вкусом, миром духовной и материальной культуры, возможности овладения основами ручного труда, использовании полученных знаний на практике.

Целью этих занятий является развитие эстетического воспитания и интереса к изготовлению витражных картин своими руками. Задачи данной программы направлены на развитие художественного и творческого интереса учащихся, формирование и закрепление знаний на практике, а также овладение навыками работы с различными инструментами для витражной росписи.

В ходе реализации данной программы созданы педагогические условия для развития волевых качеств личности, творческой самореализации и личностного роста школьников. Формирование знаний о истории происхождения витража, развитие эстетического вкуса, обучение навыкам проектирования и моделирования посредством вовлечения в коллективно-творческую деятельность, по воспитанию чувства товарищеского понимания и взаимопомощи [1].

В данной программе предусмотрено выполнение обучающимися творческих проектов. При организации творческой проектной деятельности учащихся очень важно сосредоточить их внимание на потребительской цели продукта, который они выдвигают в качестве творческой идеи.

Обучение учащихся в кружке «Витражная роспись» способствуют выявлению творческих потенциалов, их нравственному и эстетическому воспитанию.

Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, эскизов лучших образцов, изготовления вариантов композиций. Проектированию предшествует подбор материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбор художественного оформления изделия [2].

При изготовлении продукции наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям.

Учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным использованием материалов, утилизацией отходов. При таком педагогическом подходе учащиеся имеют целостное представление о современном мире и роли технологий в нем.

Формируется умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природную, социальную, культурную, техническую среду используя для этого [4].

Происходит развитие личности обучающихся, интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них экологически приемлемого поведения в повседневной жизни и на учебе, системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, важность прикладных знаний для каждого человека, социальная необходимость развития науки, техники и технологий, отношение к технологиям как возможной области будущей практики [2].

Таким образом, практика труда показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, приобретению учениками опыта творческой деятельности, опыта познания и самообразования, трудовых навыков, развитие нравственного, художественного и эстетического воспитания, имеет универсальное значение для различных видов деятельности школьников.

Литература

  1. Бушко О.М. Эстетика для школьников - М.: Материк - Альфа, 2006 - 127 с.
  2. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ - Москва: Издательство Альбом, 1986.
  3. Литова З.А. Кружковая работа по технологии: научно-методический журнал «Школа и производство» №6 -  М.: Школа-пресс, 2000 – 125с.
  4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по специальному курсу для студентов - М.: Просвещение, 1985 - 136 с.
  5. https://e-koncept.ru/2017/770158.htm