О ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ «НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ», «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» СТУДЕНТАМ, НЕ ИМЕЮЩИМ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ЧЕРЧЕНИЮ

ON THE PROBLEMS OF TEACHING "DESCRIPTIVE GEOMETRY", "ENGINEERING GRAPHICS" STUDENTS WITHOUT BASIC KNOWLEDGE OF DRAWING

По современному государственному стандарту в  учебных заведениях дисциплина «»Черчение» убрана полностью. В настоящее время в средней школе с 5 по 9 классы на изучение черчения уделяется 4 часа по программе общешкольного предмета «ИЗО и технология». В 5 классе из программы дисциплины «Черчение» проходят тему «Составление схемы» (4 часа), в 6 – «Эскизирование» (4 часа), в 7 – «Нанесение размеров» (4 часа), в 8-9 классах – «Эскизирование. Технический рисунок» (по 4 часа в каждом классе). Для школьников, поступающих по техническим направлениям, данных часов не хватает. У многих студентов технических специальностей нет достаточных знаний для успешного освоения основных инженерных дисциплин как «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика».

Рассмотрим проблему на конкретном примере обучения черчения для студентов 1 курса направления «Строительство». Например, в группе ЭУН учится 16 человек, из которых предмет изучали только 2. Данные студенты дисциплину освоили за счет дополнительного кружка в школе (ГБОУ РС (Я) РЛИ «Республиканский лицей-интернат», МБОУ «Майинский политехнический лицей»).

Обращаем внимание на то, что курс «ИЗО и технология» объединяет множество учебных предметов (модулей), ни один из которых не является базовым фундаментом для изучения дисциплины «Черчение». Большая часть модулей «ИЗО и технология» представляет собой современную, усовершенствованную версию трудового обучения. Базовая (обязательная) часть «Графика» изучается с 5 по 9 класс в усеченном виде, что создает определенные трудности при изучении таких предметов как, например «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» для будущего инженера.

Курс графики является вариантом развития предмета «Черчение» и отличается практической и гуманитарной направленностью, а также более общим подходом к графическим формам и способам (технологиям) представления информации. В «Технологии» дисциплина «Графика» (черчение) рассматривается с позиции двуединства: и как соответственная часть общеобразовательной интегральной области «Технология», и как самостоятельный учебный предмет со своим содержанием, логикой, структурой, понятийным и прикладным аппаратом. Такой комплексный подход к учебному предмету не позволяет расширить прикладную сферу использования графики и дать обширную картину ее мощных пользовательских функций и средств [1].

С первых занятий по начертательной геометрии преподаватель выявляет следующие умения у студентов-первокурсников:

  • анализировать формы, отображать их на плоскостях проекций;
  • анализировать полученные изображения;
  • узнавать формы геометрических тел, деталей.
К сожалению, в основной части большинство студентов не имеют таких навыков и умений, что приостанавливает процесс изучения технической дисциплины, т.к. без базовых знаний обучающиеся не могут выполнить простые задачи, например, на тему «Проекционное черчение».

Основой графических знаний является курс черчения, который в настоящее время убран из школьной программы. Часов, отведенных с 5 по 9 класс на изучение черчения, хватает только на ознакомление с данной дисциплиной, что явно недостаточно для качественной графической подготовки учащихся. В итоге технические вузы получают довольно слабый по уровню графической подготовки контингент. Тем более, с учетом того, что к окончанию школы выпускники успевают забыть то, чему их учили 3 года тому назад, так как в обычных общеобразовательных школах часы черчения преподаются только в 5-9 классах. Следовательно, одной из причин трудностей в усвоении курсов по начертательной геометрии, инженерной графике является недостаточная подготовка выпускников средних школ.

 

Во-вторых, на изучение дисциплинам «Начертательная геометрия», «Инженерная графика» в большинстве случаев дается очень мало часов в вузе. Данные предметы изучаются в течение одного семестра. Например, начертательная геометрия – 54 аудиторных часа, из них: 18 – лекционных, 36 – лабораторных.

Черчению принадлежит важная роль в воспитании таких отличительных качеств личности, как способность к конструированию и рационализации, к поиску нового, стремление к усовершенствованию существующих предметов и вещей. Все это невозможно без развития личностно ориентированного образования и способности к творчеству [2].

Мы считаем, что неподготовленность к обучению черчения в вузе является важной причиной в усвоении дисциплин «Начертательная геометрия», «Инженерная графика». Для освоения данных дисциплин предлагаем следующие пути решения устранения пробелов у студентов:

  1. ввести дополнительные часы изучения курсов в виде факультативов;
  2. сильным студентам помогать в освоении дисциплины слабым студентам;
  3. составить индивидуальный график посещения занятий у преподавателей.
Черчение является одним из уникальных предметов образовательной программы, которое способно интегрировать такие различные дисциплины, как геометрия, математика, физика, рисование, технология. При помощи линий, знаков, символов, цифр можно, не зная языка, получать информацию и читать чертежи. Графические средства информации наиболее точны, емки и лаконичны. Без умения разрабатывать и читать чертежи сегодня не может состояться ни один грамотный инженер. В эпоху научно-технического прогресса, когда все более и более усложняются используемые технологии и техника, к графическим знаниям будущих специалистов предъявляются повышенные требования.

Реализация всех этих мегапроектов невозможна без грамотных высококвалифицированных инженерных кадров. В связи с этим перед правительством республики стоит ответственная задача по их подготовке, начиная со школьной скамьи. Грамотного инженера без соответствующего уровня графической подготовки не получить, поэтому роль черчения в школе, в университете отводится не только как общеобразовательного предмета, но и дисциплины политехнического цикла.

 

Литература

  1. Варламова, Л.Ф. Развитие пространственного воображения будущих инженеров в учебном процессе: на примере изучения графических дисциплин: дисс. ... канд. пед. наук. – Якутск, 2010. – 156 с.
Зайцева, Л.Е. Значимость черчения в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aplik.ru/ref/5031